Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще
всего делятся на следующие типы:
Сочинения на свободную тему.
Темы этих сочинений носят идейно-политический, публицистический характер или предполагают размышления над морально-этическими вопросами;
Литературоведческие темы.
Темой может быть раскрытие идейно-художественного содержания или характеристика отдельного художественного персонажа, в частности, сравнительная. Выделяются также сочинени- размышления и теоретико-литературные сочинения.
Сочинения на полусвободную тему
Темой этих сочинений могут быть крылатые высказывания, анализ авторского произведения, изучаемого по школьной программе (опера, спектакль, кинофильм, картина и т. п.). В то же время или же абитуриентам изредка предлагается сочинение о дальнейшей судьбе героев литературного произведения.
Творческое сочинение
Сочинение такого рода чаще всего рекомендуются школьной программой. В них входят: зарисовка, этюд, статья, очерк или даже новелла, рассказ. Следует отметить, что творческих сочинений на выпускных и вступительных экзаменах не бывает.
Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:
Поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания вторая — уровень грамотности ученика или абитуриента;
Мысли автора быть изложены в определенном порядке, хотя включать план сочинения в работу совсем необязательно;
Школьники должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, исследовать материал, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивидуальный подход к определенным проблемам;
Вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения;
Объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукописного текста. Раскрытие темы предусматривает знание фабулы и сюжета произведения, понимание его символики и идеи, биографического материала.
По мнению школьных учителей и преподавателей вузов,
основными недостатками выпускных и вступительных сочи-
нений являются:
Недостаточное знание необходимых художественных текстов и литературно-критических работ, а также биографий писателей;
Неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учитывать тематические особенности произведения;
Неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической работы Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов. Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации);
Неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художественной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каждом сочинении.
Несколько рекомендаций
Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.
Сочинение должно свидетельствовать о достаточно высоком уровне вашей эрудиции умении высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Не следует злоупотре***ть цитатами. Наличие многочисленных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсутствии собственных мыслей по предложенной теме.
Взявшись за свободную или полусвободную тему, необходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.
Объем сочинения устанавливается многими правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть "перебор" объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее
скомканность.
Оживите свое сочинение, включите воображение, разнообразьте интонацию, покажите умение неординарно сопоставлять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение. Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=131
|
|