KNOWED.RU

Школьные и абитуриентские сочинения по тематике чаще
всего делятся на следующие типы:


  • Сочинения на свободную тему.
    Темы этих сочинений носят идейно-политический, публицистический характер или предполагают размышления над морально-этическими вопросами;
  • Литературоведческие темы.
    Темой может быть раскрытие идейно-художественного содержания или характеристика отдельного художественного персонажа, в частности, сравнительная. Выделяются также сочинени- размышления и теоретико-литературные сочинения.
  • Сочинения на полусвободную тему
    Темой этих сочинений могут быть крылатые высказывания, анализ авторского произведения, изучаемого по школьной программе (опера, спектакль, кинофильм, картина и т. п.). В то же время или же абитуриентам изредка предлагается сочинение о дальнейшей судьбе героев литературного произведения.
  • Творческое сочинение
    Сочинение такого рода чаще всего рекомендуются школьной программой. В них входят: зарисовка, этюд, статья, очерк или даже новелла, рассказ. Следует отметить, что творческих сочинений на выпускных и вступительных экзаменах не бывает.

    Основные требования, которые выдвигаются к написанию экзаменационного сочинения:
  • Поскольку сочинение оценивается не только в области литературы, но и языка, за него ставятся две оценки: первая определяет уровень речевого оформления сочинения, то есть качество его содержания вторая — уровень грамотности ученика или абитуриента;
  • Мысли автора быть изложены в определенном порядке, хотя включать план сочинения в работу совсем необязательно;
  • Школьники должны продемонстрировать в сочинении умение логически мыслить, исследовать материал, а также умение самостоятельно делать выводы и показать индивидуальный подход к определенным проблемам;
  • Вступление и выводы в сочинении должны занимать около четверти всего объема. Соответственно, основная часть сочинения должна составлять приблизительно три четверти текста. И вступление, и выводы могут быть меньшего объема, но ни в коем случае не должен сокращаться объем основной части сочинения;
  • Объем сочинения должен составлять не менее трех с половиной и не более четырех с половиной страниц рукописного текста. Раскрытие темы предусматривает знание фабулы и сюжета произведения, понимание его символики и идеи, биографического материала.

    По мнению школьных учителей и преподавателей вузов,
    основными недостатками выпускных и вступительных сочи-
    нений являются:

  • Недостаточное знание необходимых художественных текстов и литературно-критических работ, а также биографий писателей;
  • Неправильное стилистическое оформление. Сочинение прежде всего должно быть полностью аргументировано и учитывать тематические особенности произведения;
  • Неумение придерживаться композиционных требований к сочинению, отсутствие самостоятельной аналитической работы Довольно часто сочинение подменяется пересказом содержания произведения, обилием привычных шаблонов и штампов.
  • Нередко переход от мысли к мысли происходит скачкообразно (без логической мотивации);
  • Неумение отразить в сочинении эстетическое значение отдельного произведения, отсутствие анализа его художественной формы и специфики. Такой анализ должен быть в каждом сочинении.

    Несколько рекомендаций
  • Тему сочинения нужно выбирать по тому произведению, текст которого помнится лучше всего.
  • Сочинение должно свидетельствовать о достаточно высоком уровне вашей эрудиции умении высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  • Не следует злоупотре***ть цитатами. Наличие многочисленных, объемных цитат говорит, прежде всего, об отсутствии собственных мыслей по предложенной теме.
  • Взявшись за свободную или полусвободную тему, необходимо доказать, что вы владеете приемами литературного письма.
  • Объем сочинения устанавливается многими правилами. Но если все уже сказано, тема полностью исчерпана, — поставьте точку. Если же уже есть "перебор" объема, а тема еще полностью не раскрыта, — продолжайте. Лучше законченная мысль, чем ее
    скомканность.
  • Оживите свое сочинение, включите воображение, разнообразьте интонацию, покажите умение неординарно сопоставлять два программных произведения, и экзаменатор обратит внимание на ваше сочинение.
    Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru
    Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=131
  • 1111