KNOWED.RU

Прошло очень много лет с момента создания первого танка и его применения в в бою. Но даже сейчас, в наши дни, боевые машины вызывают искренний интерес у очень большого количества людей.

Первая Мировая война

Несмотря на некоторые обстоятельства, в ходе Первой Мировой войны мобильные подразделения всех воюющих вооруженных сил для быстрого передвижения использовали в основном, лошадей - впрочем, иногда продолжали делать это и в начале Второй Мировой войны, а иногда лошадей, как средство передвижения продолжают использовать до сих пор. Но уже в то время некоторым была ясна выгода, которую сулило использование техники. Двигатель внутреннего сгорания мог обеспечить сухопутной боевой машине мобильность, огневую мощь и защиту, что стало ясно начиная с первых же дней войны. Вскоре британское Адмиралтейство купило гражданские автомобили типа "Ланчестер" и "Роллс-Ройс", и в течение 1915 года британская армия создала свои первые броневые части. Подвеска гражданских машин нуждалась только в некотором усилении, после чего машины оснащались небольшим бронированием, а на верху устанавливались пулеметы. Эти бронеавтомобили показали свои широкие возможности, преимущественно в разведке и в обходных боях неприятельских позиций. Бронеавтомобили блестяще показали себя - в Первую Мировую войну в Африке и на Ближнем Востоке.
Но даже бронеавтомобили не могли эффективно действовать против укрепленных и отлично обороняемых позиций, и поэтому сложившаяся на Западном фронте тяжелейшая ситуация дала толчок к созданию новой боевой бронетехники. Когда сеть окопов непрерывной полосой расположилась между Ла-Маншем и Швейцарией, почти все поняли, что колючая проволока и пулеметы послужили концом использованию лошадей в боях. Для нового положения требовалась новая модель бронетехники. Требовались такие силы и средства, которые могли бы обеспечить выход из создавшегося тупика.
Боевая машина, получившая название , позволила сломить безнадежную ситуацию. Качественно бронированный и снабженный вооружением, он легко преодолевал траншеи, благодаря охватывающим корпус гусеницам, типичным для ранних машин - таких, как танк Мк-5. Но главное - он мог безнаказанно преодолевать сопротивление неприятеля и достаточно легко проникать в его оборону.
Идея была достигнута, и в бою на реке Сомме в 1916 году танк доказал свою эффективность и навел ужас на немецких солдат. Ранние модификации танков были иногда ненадежны и использовались исключительно в качестве помощи пехотных атак. Настоящая тактика не делала их применение чрезвычайно уж эффективным. Но, к дню первой танковой атаки около Камбрэ в 1917 году в конструкции боевых машин были сделаны улучшения. Германская возможность догнать упущенное (и догнать союзников) привела к созданию "бронированного боевого вагона" — родился танк А-7V. Однако, попытка провалилась, к концу войны лишь союзники делали и применяли танки в необходимом количестве. Все-таки опыта Первой Мировой войны было мало, дабы убедить военных в том, что только танк может обеспечить перевес в войне. Нападения немецких штурмовых отрядов во время наступления в марте 1918 г. Показали значительную, нежели танки, эффективность при преодолении позиционного тупика. Но, скептики поняли, что идея боевой бронированной машины вполне жизнеспособна.
По окончанию Первой Мировой войны немцы от союзников в области бронетехники. Едва оправившись от поражения, она быстро начала испытания в настоящей области, невзирая на фактический запрет. Наперекор условиям Версальского договора, в межвоенный период Германия напряженно занялась подготовкой бронетехники, изменившей старые мнения о войне. Дело было не только в качестве машин — например - тяжелый танк Франции В-1 полностью превосходил большую часть германских танков — а в их использовании. Французы (и в меньшей степени англичане) использовали свои бронетанковые войска только для поддержки пехоты, так же, как и в Первую Мировую войну. Германская армия между тем поняла ценность массовых танковых формирований. Действия первых немецких танков, большая часть которых была сконструирована на основе чешских наработок, присвоенных немцами после аннексии Чехословакии в 1938 году, чрезвычайно многое дали осознать союзникам. Это был ценный урок, хотя за него пришлось дорого заплатить. Несмотря на то, что немецкие танки несли слишком большие потери даже в первых кампаниях, все воевавшие стороны осознали, что будущее танковой войны за более большими, превосходно вооруженными и бронированными машинами. Самодовольство немецкого верховного командования после побед на Западе исчезло, когда на русском фронте германским танкам встретился первый танк Т-34.

Танк. Вооружение, толщина брони, скорость.

Танки СССР.

Советские танковые войска родились из хаоса и неразберихи октябрьской революции. 4 июля 1920 года, во время Гражданской войны (1919-1921 гг.), РККА впервые применила танки в бою. Второй танковый отряд участвовал в бою совместно с бронепоездом номер 8 и 14-м отрядом бронеавтомобилей. Только что родившиеся советские танковые войска состояли из малого количества английских танков "Mark V" и "Medium В Whippet" и французских танков "Рено FT". Эти машины поставлялись белым западными государствами в качестве военной помощи чтобы бороться с большевиками. Те смогли получить некоторые из них и обратили против бывших хозяев.

В Гражданской войне роль танков была невелика для обеих сторон по простой причине - их было слишком немного. По подсчетам, британцы и французы дали не более 130 танков, но бронеавтомобилей они поставили гораздо больше. Сами танки были не достаточно быстры, часто ломались, для них было недостаточно топлива и запчастей. Поэтому, они совершенно не подходили для широкомасштабного применения совместно со значительно более быстрой кавалерией в мобильных операциях, стандартных для Гражданской войны. Бронепоезда были более важны по сравнению с танками в силу своей мобильности совместно с существенной огневой мощью. Контроль железных дорог в период Гражданской войны обычно становился решающим фактором.
В то же самое время Красная Армия уделила много времени и внимания своим бронетанковым войскам. И в ноябре семнадцатого года большевики сформировали Временный бронетанковый совет, задачей которого был контроль за 2-й Всероссийской конференцией по бронеавтомобилям. Конференция была сделана для обсуждения вопросов, связанных с созданием бронетанковых войск Советского гос-ва. В восемнадцатом г обязанности этих организаций взял на себя Революционный Военный Совет (Реввоенсовет), Предпринявший практические шаги для создания танковых частей. Первые танковые части были сформированы в мае 1920 года. В состав каждого отряда входили 3 танка "Мк V" английского выпуска, 6 грузовиков и три мотоцикла.

По мере того, как были построены из подручных материалов или захвачены танки других модификаций, бронетанковые части были реорганизованы в 3 основные группы соответственно с размерами танков. Танки Марк-5 составили группу танков типа Б (большие), танки "Уиппет" - группу танков типа С (средние) и танки "Рено FT" - группу танков типа М (малые). Такая организация была скорее связана с вопросом снабжения и обеспечением руководства танковыми частями, чем с какими-то мыслями о тактической роли танков разных вариантов. Можно обратить внимание на то, что деление бронетанковых войск на группы согласно с размерами и техническими характеристиками танков было в СССР характерной чертой в промежуток между Первой и Второй мировыми войнами и в период Великой Отечественной войны, и имело прямое отношение к боевому использованию танков.

После Гражданской войны Красная Армия также проявляла интерес к танкам. Особенно это касалось созданию собственного производства танков вместо захваченных западных машин. Военный комиссар Л. Троцкий говорил, что надо построить танковые заводы, которые удовлетворяют потребности Советского Союза. На самом деле еще в девятнадцатом году группа инженеров во главе с Н. Хрулевым начала производство французского танка "Рено FT" на только что национализированном заводе AMO (Автомобильное Московское общество). Решение попытаться построить танк Reno FT" было принято согласно тому, что он был меньше и проще других трофейных танков. Был собран один танк.

Есть мнение, что производство четырнадцати танков является приукрашиванием (потому что плохим было состояние промышленности в стране после только что закончившейся Гражданской войны), предполагают, что это были обновленные и отремонтированные FT, а не новые машины, но еще и - что танки "Русский Рено" или КС-1 производились заводом "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде; на АМО делались двигатели для них. Все пятнадцать экземпляров серии, начало которой положил "Борец за свободу тов. Ленин", были целиком отечественными машинами, но их качество было весьма посредственным.

Несмотря на неудачи, русские стали создавать организации, целью которых должна была стать разработка как танков, так и способов их применения. В 1923 году Главное управление военной промышленности осуществило первое регулярное исследование танков с учетом требований Красной Армии. В труде было проанализировано применение танков в 1916-1918 гг. И выданы предложения по подготовке личного состава танковых частей. Дополнительный толчок к танков, как рода войск был дан в двадцать пятом году, когда создано Техническое бюро изучения танков. Оно и внесло самый существенный вклад в восстановление промышленной базы и созданию массового пр-ва в двадцать шестом году первого танка СССР, названного МС-1 и известного, как танк Т-16/18.

Немецкие танки

В годы Первой мировой войны германцы фактически не успели произвести достаточное количество танков и изучить принципы их использования в боях, а согласно условиям Версальского договора им запретили иметь танки, что, однако, не мешало образовать весьма эффективные танковые войска. Однако на фоне французских и британских танков танки вермахта стали очень прогрессивным явлениям, как по конструкции, так и в боевом применении.
Прежде всего в вермахте отказались от разделения танков по применению - на пехотные и крейсерские. Танки, образовавшие большие соединения, должны были выполнять в случае необходимости любые функции: и танков сопровождения пехотинцев, и танков развития и закрепления успеха. Но отказ от достаточно небольших танковых частей, предназначенных для близкого взаимодействия с пехотными соединениями и частями также невозможно признать успешным. В Германии перешли (аналогично РККА) к подразделению танков на легкие, средние и тяжелые. Но в Советском Союзе таким критерием была только масса танка, то в вермахте танки продолжительное время подразделялись по классам, как по массе, так и по вооружению. К примеру, первоначально танк Т-IV рассматривался как тяжелая боевая машина, исходя из его орудия - 75-мм пушки, - и считался таким вплоть до лета сорок третьего года.

Совместно с танками в вермахте приступили и к массовому выпуску самоходной артиллерии (штурмовых орудий, самоходных артиллерийских установок, истребителей танков, противотанковых СУ), рассматривавшихся как метод усиления пехоты и танков на поле боя. При этом до июля сорок третьего года штурмовые орудия, самоходные пехотные орудия и бронированные самоходные истребители танков организационно входили в состав артиллерии, а не панцерваффе.
Впрочем, несмотря на серьезную подготовку к боевым действиям, производство бронетехники в Германии в период 1934-1939 гг. Было достаточно скромными. То есть, они не шли ни в какое сравнение с объемами производства танков всех типов в Советском Союзе, где танков БТ выпустили более 7000, а танков Т-26 - более 11000. Командованию вермахта перед войной так и не удалось в полной мере мобилизовать экономику на потребности военного производства.
Значительно увеличили танковые войска Германии полученные в Чехословакии танки Pz.Kpfw.35(t) (LT-35) и произведенные уже по заказам вермахта танки Pz.Kpfw.38(t) (LT-38), которые обладали значительно более высокими боевыми характеристиками, нежели самые массовые немецкие танки Pz.I и Pz.II.
Даже когда Вторая мировая война шла полным ходом в Третьем рейхе не сразу поняли и приступили к началу выпуска военной техники. Также это негативно сказывалось на комплектовании панцерваффе, которые испытывали всю войну серьезные трудности с материальной частью.
Например, летом сорок второго года Германия смогла более-менее укомплектовать техникой только 9 из 19 танковых дивизий, имевшихся на Восточном фронте. Оставшиеся танковые дивизии имели большой некомплект техники. Надо отметить, до последних месяцев войны руководству Германии удавалось поддерживать соединения панцерваффе в боеготовом состоянии, и фашистские танковые войска сохраняли возможность к нанесению серьезных контрударов, которые доставляли армиям антигитлеровской коалиции большие трудности.
Бронетанковую технику вермахта, созданную в промежуток 1934-1940 гг., в основном отличали большая надежность, простота и удобство обслуживания и эксплуатации, простота управления. Техника же, созданная в годы войны, уже не имела такие показатели. Например запустив в производство танк "Пантера", танк "Тигр" и "Королевский Тигр" существующие спешка и торопливость отрицательно сказались на их надежности и ТТХ.

Основной боевой танк современности

Одним из характерных аспектов развития бронетехники было количество типов, в которых она производились. Большинство основных боевых танков с периода Великой войны имели множество вариантов для выполнения конкретных задач - специальные огнеметные танки, инженерные либо ремонтно-эвакуационные машины. К примеру, танк "Центурион" бульдозерный нож, цепной миноочистительный барабан, стрелу крана и фашиноукладочное оборудование, если не считать другого, меньшего оборудования. Большинство боевых машин с периода Второй Мировой войны были в той или иной мере оснащены оборудованием, которое позволяло перемещаться вплавь либо пересекать водные преграды по дну, что расширяло спектр их применения.
Например, за время Второй Мировой войны был разработан танк "Шерман" — ремонтно-восстановительная машина для участия в "водных" операциях, имеющая возможность производить действия даже на дне. Техника была полностью герметичной, снабженной перископами и аппаратами для дыхания. Первое применение этих машин вызвал у фашистов шок, в связи с тем, что на поле боя появилась самая совершенная машина того периода. Другие танки тогда оборудовались понтонами. Ряд танков создавался специально для амфибийных операций, в том числе и транспортер США DUKV, повсеместно известный, как "Дак" ("Утка"). Эта машина равно хорошо двигалась и по земле и по воде,, показав себя замечательным транспортным средством в армиях США и Великобритании.
Для перевозки людей либо оснащения там, где не было дорог использовались полугусеничные машины, впервые использованные в большом масштабе немецкой армией, и вскоре перенятые и другими. Полугусеничные машины проявили себя, как превосходное средство перемещения и с того времени состоят на вооружении во многих армиях стран мира.
М-3 Армии США и германский Sd.Kfz-251 являются предками нынешних гусеничных бронетранспортеров — таких, как боевая машина пехоты "Брэдли М-2". Надо отметить, современные разработки для колесных машин — к примеру, система эффективного регулирования давления в шинах — на много сократили разрыв в проходимости на пересеченной местности между гусеничными и колесными машинами. Из-за весьма более высокой подвижности и меньших затрат на эксплуатацию, подобные колесные бронетранспортеры теперь уже грозят вытеснить с поля боя гусеничные машины, предназначенные для перевозки пехотинцев, используемые с целью перевозки пехоты.
Большая часть боевых бронированных машин двадцатого столетия, которые были запущены в массовое производство, сохраняют все "минусы" прототипов и экспериментальных модификаций. Несмотря на это, не многочисленные машины получились столь успешными, что являются действительно нарицательными именами и превратились в синонимы своих подвигов. "Неловкий" Мк-5, сокрушающий колючую проволоку на Западном фронте Первой Мировой войны; танк "Королевский Тигр" в Арденнском контрнаступлении сорок четвертого года - а также "Абрамс", пересекающий пески в пору операции "Буря в пустыне" в девяносто первом году. В нынешней войне оружия и брони есть несколько постоянных правил.
Одно из которых гласит, что тактические действия способны снижать недочеты качества и количества оборудования — что показала Германия в 1940 году, разбив английскую и другие армии союзников, и Израиль в 60-70-е годы, сражаясь против превосходящего количества арабских танков.
Впрочем это происходит не так уж часто. Танки современности, например, как "Леклерк", танк "Абрамс" и "Челленджер", требуют от экипажей большего умения и несравненно более широких познаний. Бесполезность не обученного экипажа на устаревшем танке в бою против таких профессионалов, оснащенных лучшими машинами мира, наглядно показала война в Персидском заливе в 1991 году. Иракские бронетанковые дивизии были побеждены силами коалиции почти без потерь.
Другое правило гласит: преимущество в броне и оружии имеет место быть только на небольшом участке времени, сразу после создания танка, когда он в первый раз вступает в бой и может стать победителем. Практика Восточного фронта Великой Отечественной войны показывает, что бронетанковая техника чрезвычайно быстро устаревает, когда противники в погоне за превосходство друг над другом безостановочно совершенствуют оружие и усиливают броню.
В том числе и совершенные боевые машины не могут воевать независимо. Очень хороший танк будет уничтожен противником, если вспомогательные машины не дадут ему своевременную помощь; если БТР не смогут доставить войска в район боевых действий и не пойдут в прорыв вместе с танками. Так же и бронетранспортеры не могут качественно работать, если им не будет обеспечена необходимая защита, а разведывательные машины предварительно не изучат местность. Наступательная операция пойдет медленно и не имея уверенности, когда укладчики мостов и боевые инженерные машины не обеспечат путь для прохождения танков и БТР. Идея обоюдной поддержки жизненно важна для удачной операции броневого соединения.
Использование бронетанковой техники делает войну более быстрой и, по-видимому, гораздо разрушительной. Одинаковые задачи, с которыми боевые бронированные машины сталкивались в начале своего развития, имеют свое значение и сейчас. Первые танки были эффективны лишь, если применялись в большом количестве, на свободном пространстве, с хорошей тыловой поддержкой. Эти же правила существуют и теперь.
Советская армия, опиравшаяся на огромные ресурсы огромной страны, не смогла одержать победу над афганскими моджахедами по большей части из-за того, что местность и условия помешали эффективному применению бронетехники. Это же относится и к Вьетнамской войне. Танки полезны, но не всемогущи.
Тем не менее, в наше время они служат ту же самую роль, которую выполняли самые первые танки — выводят войну из позиционного состояния, делая ее маневренной и превращая из окровавленной мясорубки в искусство. Возможно, как ни странно это звучит, этим самым даже спасая людские жизни.

Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru
Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=2191
1111