KNOWED.RU

Просвещение. Осуществление грандиозных петровских реформ требовало много квалифицированных и просто образованных исполнителей. Кроме того, кардинальная ломка многих устоявшихся веками представлений, привычек, быта должна была восполняться созданием системы светского образования с ориентацией на практические потребности государства.
В 1699 г. в Москве появилась Пушкарская школа, позднее возникли Навигацкая, Инженерная, Математическая школы. Их открытие во многом было вызвано Северной войной, реформированием армии, строительством флота. Постепенно по всей стране организуются десятки школ: цифирные (для подготовки чиновников), епархиальные (для подготовки священнослужителей), гарнизонные (для воспитания солдатских детей), горнозаводские (для подготовки мастеров казенных мануфактур). Петра I с полным правом можно называть основоположником светского образования в стране. Продолжала действовать Славяно-греко-латинская академия в Москве, ориентированная на подготовку высокообразованного духовенства и являвшаяся неким подобием высшего учебного заведения.

В 1715 г. указом Петра в Петербурге была основана Морская академия, одной из главных целей которой являлось формирование кадров для кораблестроения.
Книгоиздательство. Школам требовались учебные пособия. Появился знаменитый учебник, выдержавший десятки изданий, — «Арифметика» Л.Ф.Магницкого. Бурно развивалось книгоиздание, печатались переводные книги.
Введение в 1708 г. гражданского шрифта вместо церковнославянского способствовало большей доступности печатного слова. За первую четверть XVIII в. было выпущено более 600 книг, создана периодическая печать — с 1702 г. систематически выходит первая печатная газета в истории России «Ведомости». Появляется книготорговля и общедоступные библиотеки.
Развитие науки. Потребности реформируемой страны отразились в направлениях научных изысканий: картографирование, географические экспедиции, геологоразведочные работы, создание технологии оружейного и кораблестроительного дела и др. В 1711 г. русские землепроходцы составили карту Курильских островов. Через пять лет на Камчатку отправилась первая морская экспедиция, а еще через три года перед экспедицией И.Евреинова и Ф.Лужина ставится задача узнать, «сошлися ли Америка с Азией». Исследовались и другие окраинные земли России.
Постепенно собирались научные коллекции с сотнями разнообраз ных экспонатов. В 1719 г. для всеобщего обозрения открывается музеи редкостей — Кунсткамера. В 1725 г. была создана Академия наук, со временем ставшая центром фундаментальных исследований в России.
Общественно-политическая мысль. Идеология реформаторства нашла отражение в ряде публицистических произведений и исторических трудов. Один из ближайших сподвижников Петра I Феофан Прокопович написал трактат «Правда воли монаршей», в котором попытался обосновать главную идею: абсолютная монархия является единственно возмож ной и приемлемой формой государственного устройства в России. В другом своем произведении — «Духовный регламент» — Прокопович четко и убежденно высказался за приоритет светской власти над духовной.
Прокопович был и одним из первых историков своего времени: в 1713 г. он завершает «Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии». Российская история вызывает в те годы живейший интерес, что нашло отражение в появлении различных трудов и трактатов. Публикуется множество других книг, а также всевозможных учебников. В 1720 г. царским указом было предписано собирать по монастырям древние рукописи.
Заметным событием в общественной жизни стал знаменитый труд И.Т.Посошкова «Книга о скудости и богатстве», в котором автор полностью поддержал политику меркантилизма, проводимую Петром I. Вместе с тем, Посошков считал условием хозяйственного благополучия в стране
создание нового свода законов и реформу управления: внедрение элементов выборности власти в местные государственные учреждения, всеобщее образование населения и т.д.
Живопись в значительной мере откликается на потребности светского образа жизни. Ведущими жанрами становятся портрет и пейзаж. Широкое распространение получает гравюра, особенно популярными были батальные сюжеты Северной войны.
Архитектура воспринимает западноевропейские традиции. Наглядно это проявилось в планировке и строительстве столичного города — Санкт-Петербурга. Возникают архитектурные комплексы: Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий (архитектор Д.Трезини), Адмиралтейство (архитектор И.К.Коробов). Шедевром садово-парковой архитектуры стал Большой каскад Петергофского дворца (архитектор Ж.Б.Леблон). Для активного столичного градостроительства Петр I издал даже указ о запрете каменного строительства в остальной России.
Театр. Заметную роль в развитии культуры стали играть созданные в начале XVIII в. публичные, общедоступные театры. В Москве «Комедийная храмина» размещалась на Красной площади, иностранная труппа ставила спектакли Мольера. Позднее появляются первые отечественные пьесы (например, «Владимир» Ф.Прокоповича). Быт. Своеобразным и жестоким было внедрение европейских новшеств в быт. После возвращения из «Великого посольства» Петр I самолично стриг бороды ближайшим боярам, вскоре последовали указы о громадном налоге на ношение бороды, запрещение носить длиннополое платье. Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое раньше, по Соборному уложению 1649 г. расценивалось как уголовное преступление.
Резко разошлось с правилами «Домостроя» XVI в. оформление браков: смотрины были заменены обручением, запрещалось принуждение к браку. В 1714 г. был введен ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался.
Много внимания уделялось распространению в российском обществе европейских норм морали и этикета, обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» — свода правил общежития.
Венцом политики насаждения европейских традиций стало появление в 1718г. указа царя о проведении «ассамблей» — вечеров публичного общения дворянства и наиболее знатных горожан. К участию в них в обязательном порядке привлекались женщины — завершалось вековое затворничество жен и дочерей на женской половине дома.
Народные гуляния, представления и фейерверки по поводу побед Русского оружия стали средством мощного политического воздействия на городское население. Петр сам принимал участие в организации этих торжеств. Некоторые празднования приобрели регулярный характер. К их числу относится празднование нового года. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от «рождества Христова», как это было принято в большинстве стран Европы. С этого времени стала устанавливаться традиция отмечать это событие устройством елок и народных гуляний.
Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства.
В целом все эти преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.
Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru
Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=409
1111