KNOWED.RU

Древнейший тип славянского церковного пения получил название «знаменного распева» или «крюковое пение». Напевы записывались особыми знаками – крюками или знаменами. Древнеславянское церковное пение заимствовано из Византии. Однако, заимствование не было механическим, то есть при очевидном сходстве с Византийской нотацией, тип пения был приближен к привычному для славянского уха интонированию.

Конечно, современному человеку воспринимать такие мотивы достаточно сложно. Непонятные, сложные для восприятия затяжные звуки создают атмосферу загадочности. Ощущается присутствие чего-то светлого, доброго, простого и в то же время непонятного, неизведанного.
Характерное отличие Древнерусского песнопения от Византийского – отсутствие музыкального сопровождения. Мелодия создается исключительно голосом исполнителя(ей). Так же, в Византийском варианте голос исполнителя более высокий, мелодия более протяжная.
Для сравнения советуем прослушать:
  • Славься, Русь! - Древнерусская, православная;
  • Ave Maria – Византийская, католическая.
    Исследователи указывают на характерный тип мелодического движения, протекающего плавно и непрерывно, и почти лишенного скачков на более крупные интервалы.
    В 1551 году на собрании стоглавого собора было заключено, что церковные песнопения нужно исполнять чинно и не мятежно.
    В XVII веке возникает стиль Русского многоголосового пения, в котором сопоставляется звучание целого хора и отдельных групп голосов.
    Количество голосов в таком стиле могло равняться:
  • 12;
  • 24;
  • 48.
    Характеристики:
  • Богослужебные;
  • Восхваляющие;
  • Уничажающие человека.
    Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru
    Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=46
  • 1111