KNOWED.RU

В первой половине 30-х годов складывается великое реалистическое искусство Бальзака.

Критические статьи Бальзака начала 30-х годов – «Романтические обедни», рецензия на пьесу В.Гюго «Эрнани», «Литературные салоны и хвалебные слова» – свидетельствуют о том, что писатель все глубже и сознательнее критикует французский романтизм в самых различных его проявлениях. Молодой писатель выступает как противник романтических эффектов, романтического предпочтения исторических сюжетов, романтически приподнятого и многословного стиля. В эти годы Бальзак с большим интересом следит за развитием научных знаний: его захватывает дискуссия о происхождении животного мира на земле, развернувшаяся в 1830-ом году между Сент-Илером и Кювье, его увлекают споры, идущие во французской исторической науке. Писатель приходит к мысли о том, что правдивое искусство, дающее научно точную картину действительности, требует прежде всего глубокого изучения современности, проникновения в сущность процессов, происходящих в обществе.
Стремление изобразить действительность точно, опираясь на определенные научные данные – исторические, экономические, физиологические – характерная художественная особенность Бальзака. Проблемы социологии, столь широко представленные в публицистике писателя, занимают в его искусстве огромное место. Реализм Бальзака уже в начале 30-х годов является глубоко и сознательно социальным.
В то же время в творческом методе Бальзака этого периода реалистический способ изображения сочетается с романтическими художественными средствами. Выступая против отдельных школ романтической французской литературы, писатель еще не отказывается от многих художественных средств романтизма. Это чувствуется в его произведениях начала 30-х годов, в том числе – в повести, которая первоначально носила название – «Опасности беспутства» (1830).
Позже Бальзак снова обратится к этой повести, чтобы переработать ее, углубить ее смысл и дать ей новое название: «Папаша Гобсек» (1835), а позднее, в 1842 году, – просто «Гобсек».
От первого ко второму варианту повесть претерпела эволюцию от назидательного нравоописания к философскому обобщению. В «Опасностях беспутства» центральной фигурой была Анастази де Ресто, неверная жена графа де Ресто; ее порочная жизнь имела разрушительные последствия не только для ее собственного нравственного сознания, но и для ее детей, для семьи в целом. В «Гобсеке» появляется второй смысловой центр – ростовщик, который становится олицетворением силы, господствующей в буржуазном обществе.
Произведение имеет своеобразную композицию – рассказ в рассказе. Повествование ведется от лица адвоката Дервиля. Такая форма повествования позволяет автору создать определенной «угол зрения» на события. Дервиль не только рассказывает об отдельных эпизодах из жизни Гобсека и семьи де Ресто, но и дает всему происходящему оценку.
Реализм Бальзака проявляется в повести прежде всего в раскрытии характеров и явлений, типичных для французского общества эпохи Реставрации. В этом произведении автор ставит перед собой цель показать истинную сущность и дворянства и буржуазии. Подход к изображению окружающей жизни в «Гобсеке» становится более аналитичным, так как основывается прежде всего на исследовании средствами искусства явлений реальной жизни, и его выводы относительно общества в целом вытекают из этого анализа.
Художник показывает упадок и разложение старой французской аристократии, (Максим де Трай, семья Ресто). Де Трай показан как обычный альфонс, человек без чести и без совести, не стесняющийся наживаться за счет любящей его женщины и собственных детей. «У тебя в жилах вместо крови – грязь»,– презрительно бросает в лицо Максиму де Трай ростовщик. Граф Ресто гораздо более симпатичен, но и в нем автор подчеркивает такую непривлекательную черту как слабость характера. Он любит явно недостойную его женщину, и, не пережив ее измены, заболевает и умирает.
Граф де Ресто для Госбека – один из тех французских аристократов, закат которых писатель наблюдал с глубоким сожалением, воспринимая его как национальную трагедию. Но, будучи писателем – реалистом, Бальзак, даже жалея героя, показал обреченность старого дворянства, его неумение отстоять свои права, капитуляцию под натиском буржуазных отношений. Драматично появление торжествующего Гобсека в разоренном и опустевшем доме графа де Ресто: это сами деньги врываются как полновластный хозяин в покои старого дворянского особняка.
Критика нравов аристократии соединяется в «Гобсеке» с началом антибуржуазным. Главный герой повести миллионер-ростовщик – один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», – говорит о нем адвокат Дервиль, от имени которого ведется повествование.
Ростовщичество – главная сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих «подопечных», пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Ростовщик считает себя «властителем жизни», так как внушает страх своим должникам – богатым расточителям. Упиваясь властью над ними, он с вожделением ждет, когда наступит срок напомнить прожигателям жизни, что пора расплачиваться за наслаждения, полученные с помощью его денег. Он считает себя олицетворением карающей судьбы. «Я появляюсь как возмездие, как укор совести» – этой мыслью он упивается, ступая грязными башмаками по роскошным коврам аристократической гостиной.
Педантичный и бездушный («человек-автомат», «человек-вексель»), Гобсек для Бальзака – живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти. Пытливо всматриваясь в лик этой силы, писатель стремится проникнуть в истоки ее могущества и непоколебимой уверенности в себе. Тут-то Гобсек и поворачивается к читателю второй своей стороною. Ростовщик-практик уступает место буржуа-философу, проницательному аналитику. Исследуя законы современного мира, Гобсек открывает, что главным двигателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, являются деньги. Следовательно, тот, кто владеет золотом, управляет миром. «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (…) Золото – вот духовная сущность всего нынешнего общества», – так формулирует свои представления о мире «мыслящий» ростовщик. Поняв это, Гобсек стал одним из властителей страны. «Таких, как я в Париже человек десять: мы властители ваших судеб – тихонькие, некому не ведомые», – этими словами Гобсек определяет положение в обществе, которое занимают он и его подобные.
В погоне за удовольствиями общество деградирует тем сильнее, чем больше в нем власть золота, считает Бальзак. Поэтому и «ростовщик-философ» становится жертвой пороков, на которых он успешно паразитировал: само обладание золотом стало для него разрушительной страстью. Его бережливость превращается в жадность, побуждающую к бессмысленному накопительству. Символична смерть Гобсека в его каморке: груды товаров и съестных припасов, которые испортились, покрылись плесенью или уже гниют, золотые и серебряные монеты, прикрытые каминной золой, – вот все, что осталось от человека, ставшего жертвой золота. Судьба Гобсека закономерна, так как детерминирована всем характером современной жизни, а значит, при всей неординарности ростовщика-философа этот образ типичен в соответствии с бальзаковским пониманием типа. Гобсек в описании Бальзака – воплощение беспощадного стяжательства, олицетворение безжалостной и всемогущей власти денег, под власть которых попадает все современное общество. «В моих глазах он превратился в фантастический образ: я увидел в нем олицетворение власти золота», – говорит Бальзак словами адвоката Дервиля, выражающего авторскую точку зрения.
«Гобсек» являлся произведением новаторским, реалистическим. В то же время в основе своей реалистически убедительный образ Гобсека несет в себе и романтические приметы. Туманно прошлое Гобсека, возможно, бывшего корсаром и избороздившего все моря и океаны, торговавшего людьми и государственными тайнами. Неясно происхождение несметного богатства героя. Полна загадок его настоящая жизнь. Почти глобальны масштабы личности Гобсека, обладающего исключительно глубоким, философским умом. Романтическое преувеличение таинственности и могущества Гобсека – хищника и сребролюбца – придает ему характер почти сверхъестественного существа, стоящего выше смертных. Вся фигура Гобсека, выступающего олицетворением власти золота, приобретает в произведении символический характер.
В то же время романтическое начало, заложенное в характере Гобсека, отнюдь не заслоняет реалистические черты этого образа. Наличие отдельных романтических элементов лишь подчеркивает специфику бальзаковского реализма на раннем этапе его развития, когда типическое и исключительное выступают в диалектическом единстве.
Резко критикуя в своем произведении представителей деградирующей аристократии и идущей ей на смену буржуазии, автор противопоставляет им простых честных тружеников. Симпатии автора оказываются на стороне людей, которые честно зарабатывают себя на жизнь – Фанни Мальво и Дервиля. Рисуя простую девушку - белошвейку и знатную даму – графиню де Ресто, автор явно отдает предпочтение первой из них. Разительным контрастом по отношению к Госбеку – существу, постепенно теряющему все человеческие качества и черты, оказывается Дервиль – преуспевающий юрист, делающий карьеру в салонах парижской знати. В нем намечен излюбленный Бальзаком образ умного и деятельного разночинца, всем обязанного только себе и своему труду. Этот человек с ясным и практическим умом стоит неизмеримо выше родовой знати и представителей новой денежной аристократии, вроде Гобсека.
Нельзя не отметить, что в поздних романах Бальзака ростовщики и банкиры уже не выступают, подобно Гобсеку, в романтическом ореоле таинственных и всемогущих злодеев. Вникая в сущность законов, управляющих жизнью общества и судьбами людей, писатель научится реально видеть новых хозяев Франции в их подлинном смешном и жалком облике.
Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru
Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=474
1111