KNOWED.RU

Замечательным образцом поэзии Гейне последнего этапа является сборник стихов «Романсеро», составленный преимущественно из стихотворений 1848 – 1851 -ого годов. Наряду с «Книгой песен» и поэмой «Германия» этот сборник занимает заметное место в творческом наследии поэта. Характерно, что уже само название сборника, которое Гейне определил как «отличную находку», подчеркивает общую боевую направленность стихов. «Романсеро» – так назывались сборники старинных испанских народных песен, воспевавших главным образом борьбу испанского народа против мавританских завоевателей. В ряде поэм этого сборника поэт выступил в новом жанре – в жанре исторической реалистической повести в стихах, своеобразной исторической стихотворной новеллистики. Сюда относятся «Испанские Атриды» и «Фицлипуцли», к ним примыкают «Диспут», «Иегуда бен Галеви», «Биминии», «Поэт Фирдуси» и др. Отличительная черта этих поэм – их лиро-эпический характер. Многим произведениям, вошедшим в состав «Романсеро», присущ ясно выраженный сюжет, в то время как в раннем творчестве поэта преобладал субъективно-лирический элемент, и сжатые, чрезвычайно четкие реалистические характеристики действующих лиц, например портреты Кортеса в «Фицлипуцли», монаха и раввина в «Диспуте» и др. Вместе с тем в них по-прежнему выступает лирический герой, особенно в лирических отступлениях, большинство которых развивается либо в плане политической сатиры, либо в духе иронического осмеяния романтической старины.

Основное направление и характер всего цикла определяется решительным стремлением Гейне противопоставить послереволюционной политической реакции в Европе традиции революционной борьбы. Лучшие стихотворения цикла направлены против монархии, дворянства и духовенства. Такое идейное созвучие с лирикой 40-х годов определялось тем, что и после 1848 года задачи буржуазной революции оказались в Германии нерешенными.
В «Романсеро» обращено большое внимание на композиционное построение сборника. Все стихи разбиты на три книги по общности тематики и тональности.
В первой книге, озаглавленной «Истории», продолжая уже наметившуюся в ранней лирике линию, Гейне развивает и совершенствует жанр баллады. Оригинальная по форме и по содержанию, она связана с такими лирическими стихотворениями 40-х годов, как «Генрих», «Адам I» и некоторыми другими, написанными в разговорно-повествовательной интонации и приближающимися к жанру баллады.
К числу лучших стихов первой книги относятся «Карл I» и «Мария Антуанетта». Оба стихотворения звучали актуально. В первом из них поэт выражает твердую уверенность в том, что коронованные монархи найдут в народе своего могильщика. Идея стихотворения «Мария Антуанетта» – монархический принцип давно изжил себя, он обезглавлен французской революцией 1789 года. Как реакция на неудачный исход революции 1848 года в первой книге резко звучит мотив гибели истинных героев и торжества всякого рода проходимцев («Валькирии», «Поле битвы при Гастингсе», «Мавританский король»). Эта тема приобретает характер трагического пессимизма. Поражение революции вызывает у Гейне на время сомнения в возможности победы сил прогресса.
Вторая книга «Романсеро» – «Ламентации» – ценна прежде всего стихотворениями, являющимися непосредственным откликом на ход революционных событий.
Поистине драматично звучит стихотворение «В октябре 1849 года». Произведение проникнуто глубокой душевной скорбью по поводу поражения революции в Венгрии, гибели ее героев, страстной ненавистью против реакции.
Несмотря на сильно звучащие в книге мотивы скорби, они, однако, в этой книге далеко не главные. Не случайно завершает книгу такое революционное стихотворение, как «Enfant perdu» – одно из лучших и сильнейших по своему боевому оптимистическому духу произведений Гейне. У поэта, страдающего и физически и духовно, сохранилась воля к борьбе, вера в победу над реакцией:
Я весь в крови. Боец на смену нужен!
Один сражен, другие уж близки...
Нет, я не побежден, не разоружен,
Ружье в порядке, сердце лишь — в куски!
В «Ламентациях» есть ряд стихотворений, представляющих собой блестящие образцы общественно-политической сатиры Гейне, откликающейся на события современности. Так, в стихотворении «Ишачество» сатирически изображается прусская монархия. В сатирических стихотворениях «Экс-живой» и «Бывшему ночному сторожу», направленных против поэтов буржуазно-радикального лагеря Гервега и Дингельштедта, изменивших делу революции, Гейне клеймит предательский буржуазный либерализм.
В книге «Ламентации» представлена и интимно-бытовая лирика, в которой мрачно звучат мотивы скорби и пессимизма. В то же время на основании этих текстов нельзя утверждать, что в «Романсеро» отразился глубокий духовный кризис Гейне, уход в личные переживания от общественных противоречий современности. Это опровергается тем, что в «Романсеро» есть немало блестящих революционных и сатирических стихотворений. В этих стихах вырисовывается трагический образ больного и старого поэта, неустанно боровшегося за идеи революции и оставшегося совершенно одиноким перед лицом реакции. Именно в этом следует искать объяснение тем стихотворениям, где поэта охватывает тяжелая грусть, одиночество, где громко звучат пессимистические ноты («Лесное уединение», «У камина», «Ауто-да-фе» и др.). Поэта мучает мысль, что в пору политической реакции он, оставшийся верным демократическим идеям, больной и старый, нигде не сможет найти себе пристанища, в том числе и в Америке, в этом «огромном свинарнике свободы» («Теперь куда?»).
В третьей книге – «Еврейские мелодии» – поэт обращается к мотивам еврейского фольклора, к темам истории своего народа, но трактует их смело и широко, противопоставляя свою точку зрения на прошлое националистическим тенденциям, стремлениям изобразить евреев избранным народом. Враг всякого национализма, Гейне показывает себя здесь противником буржуазно-националистических настроений, нараставших во второй половине XIX века в кругах еврейской буржуазии. Используя экзотический материал романтизированной еврейской старины, он нередко идет по линии его иронического развенчивания, вкладывает в него совершенно новое идейное содержание.
Свободолюбивый дух Гейне, его непримиримый атеизм и антиклерикализм, его прогрессивная позиция в национальном вопросе ярко раскрывается в замечательной своим веселым, жизнерадостным реализмом поэме «Диспут». Долго длится спор между раввином и монахом о сравнительных достоинствах их религий. Двор испанского короля, присутствующий при этом словопрении, уже стал и смеяться и зевать, слушая нудный спор двух изуверов, одинаково лукавых и отвратительных в своем фанатизме и лицемерии. Угрюмый король дон Педро решает обратиться за окончательным приговором к своей очаровательной юной супруге Бланш Бурбонской:
Донья Бланка на него
Посмотрела в размышленье
И, прижав ко лбу ладони,
Так сказала в заключенье:
Ничего не поняла
Я ни в той, ни в этой вере,
Но мне кажется, что оба
Портят воздух в равной мере.
Так поэт еще раз подчеркнул свое ироническое отношение к религиозному фанатизму, к нетерпимости. «Диспут» – один из ярких примеров реализма позднего Гейне. На фоне конкретной исторической эпохи, изображенной несколькими характерными чертами, он сумел показать порожденные ею типы – средневековых схоластов, угрюмого короля-дельца Педро Жестокого, тоскующую при его чопорном дворе французскую королевну Бланш.
Последние стихотворения 1853 – 1856-ого годов не представляют единого целого в композиционном отношении. Часть из них появилась в печати в 1854-ом году в составе отдельного цикла под названием «Стихотворения 1853 и 1854 годов», остальные были опубликованы в разные годы, в том числе и после смерти Гейне. Однако все эти произведения сохраняют идейное направление и общий характер «Романсеро».
Дальнейшее развитие получает здесь политическая сатира, блестящие образцы которой по своим идейным и художественным качествам ни в чем не уступают стихотворениям этого жанра 40-х годов. Злой сатирой на выборы во франкфуртский парламент звучит стихотворение «Ослы-избиратели», в котором поэт заклеймил националистически настроенную либеральную буржуазию, предавшую революцию. Ядовито осмеивает Гейне законопослушных немецких филистеров («Король Длинноух I»).
На исходе своего творческого пути Гейне не уставал призывать к продолжению революционной борьбы, к пробуждению немецкого Михеля. В самом названии стихотворения «1649 – 1793 – ???» звучит настойчивый призыв к немцам следовать примеру англичан и французов, казнивших своих королей. Гейне уверен, что немцы, наконец, решатся на это, хотя и совершат казнь своего повелителя с соблюдением соответствующего этикета и выражением верноподданнических чувств. Только при помощи вооруженной борьбы можно покончить со старым порядком, говорит поэт в стихотворении «Посредничество». Стихотворение «Масса сделает это» является одним из лучших в общественно-политической лирике Гейне последних лет. Оно представляет собой полную гневного накала сатиру на прусскую военщину, пруссаческий Берлин, реакционную университетскую профессуру и Фридриха Вильгельма IV. Поэт предупреждает, что вся эта реакционная шайка во главе с королем будет вышвырнута народом через Бранденбургские ворота:
Но берегитесь – беда грозит,
Еще не лопнуло, но трещит!
Ведь Бранденбургские ворота у вас
Грандиозностью славятся и сейчас.
И в эти ворота, дождетесь вы чести,
Всех вас вышвырнут с прусским величеством вместе.
Все зависит от массы!

Великие традиции Гейне связывают его с последующим развитием передовой литературы Германии. Воздействие Гейне-лирика сказывается на основном направлении развития немецкой поэзии, начиная от середины XIX века до современности. Гейне-поэт оказал мощное и непреходящее воздействие на немецкую литературу, увлекая и задушевностью своей поэзии, и разящей силой своей сатиры, и искусством иронии, и боевым пафосом стихов. Не менее значительно воздействие Гейне на немецкую реалистическую прозу. Гейне-обличитель реакции, первый разоблачитель немецкой буржуазии стоит у истоков искусства немецкого критического реализма.
Известность Гейне в других странах мира была довольно велика, особенно в XIX веке. Но ни в одной стране, в том числе и в Германии, Гейне не был так популярен, не вызывал такого живого сочувствия, как в России. Гейне был широко известен в нашей стране уже с 30-х годов XIX века. Русская революционно-демократическая критика видела в нем представителя лучших традиций немецкой литературы, гениального поэта и смелого мыслителя. Белинский называл Гейне «энтузиастом свободы» и считал его подлинным немецким патриотом, страстно ненавидевшим немецкую реакцию. Чернышевский называл имя Гейне среди самых дорогих для него имен западноевропейских писателей. Добролюбов, талантливый переводчик Гейне, избрал эпиграфом к своей статье «Когда же придет настоящий день?» стих из «Доктрины» Гейне, звучавший как прямой революционный призыв. Салтыков-Щедрин писал, что Гейне для него – «сочувственнейший из всех писателей». Основной мыслью статьи Писарева «Генрих Гейне» является признание великих заслуг Гейне перед мировой литературой, перед человечеством.
Многие русские поэты XIX – XX веков – и среди них Лермонтов, Тютчев, Фет, Толстой А. К., Блок – переводили Гейне. В России было, осуществлено первое более или менее полное иностранное издание произведений Гейне в переводе его страстного поклонника, известного русского знатока Гейне – Вейнберга П. И..
Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru
Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=496
1111