KNOWED.RU

Особый характер этой цивилизации, отличный от традиционного для ариев общества, придала религиозно-мировоззренческая система – зороастризм. Ее создателем был мидянин Спитак Спитама, который выступил как Заратуштра (Зороастр). Жизнь этого религиозного проповедника и реформатора приходилась на XII-VI вв. до н.э.

Основа созданной им религии – идея борьбы добра и зла. Глава всех добрых сил – Ахурамазда (Ахуро – абсолют, бесконечное, Мазда – верховный разум). Глава всех злых ду-хов – Ахриман (олицетворяет мрак, смерть). Основными средствами в борьбе со злом явля-ются добрая мысль, доброе слово, доброе деяние. Добрая мысль подразумевала чистоту по-мыслов в духе божественных законов, единогласие со всеми, отсутствие зависти и жестоко-сти. Доброе слово – соблюдение слова, договора, запрет на клевету и оскорбления. Доброе дело- соблюдение законов Ахурамазды (трудиться на земле, орошать ее, сажать плодовые деревья, проводить каналы, заботиться о полезных животных). Жизнь человека, текущая по законам Ахурамазды, должна быть награждена на этом свете рядом материальных благ: бо-гатство, здоровье, хорошая семья.
Учение пытается проникнуть в смысл творения и происхождения человека. Человек, сын неба Има, был изгнан из рая за то, что съел мясо. После чего получает от Ахурамазды предписание создать царство, в котором не было бы «ни ссор, ни вражды, ни неверности, ни злости, ни обмана, ни низости, ни скорби…». Има, по велению Ахурамазды, забирает с собой самых сильных и красивых мужчин и женщин, зародыши всех видов самых крупных и кра-сивых животных, семена различного рода деревьев. Ахурамазда подробно регламентирует, что сделать Има на земле, чтобы создать царство счастья: где следует обосновать жилище, как посадить деревья, как орошать землю. Има выполнил все предписания: «И эти люди жи-вут самой счастливой жизнью в Ра, который создал Има».Ахурамазда назначает главой гра-жданской власти Урват-Наро ( сына Заратуштры), главой религиозной власти – самого Зара-туштру. Таким образом, из мифологических представлений о возникновении царства выте-кает отличительная черта этой религии – ее практически-этический характер. Благочестие состоит не в освобождении от мирского зла и от самого мира, а в уничтожении зла и всего дурного в Мире, не в бегстве от мира или в уничтожении своего «Я», а в утверждении себя в мире.
Человеку отводится крайне важное место, поскольку именно человек обладает сво-бодной волей, может выбирать между добром и злом. Долг зороастрийца – вера в Ахурамаз-ду, верность зороастризму, активная борьба со злом, активное сотрудничество с силами доб-ра, стремление достигнуть реализации высшего «Я». Когда зло будет побеждено, динамиче-ский мир придет к концу и преобразуется в статическое и идеальное состояние. В конце вре-мен появится Спаситель, и усопшие будут физически воскрешены. Зороастрийские пред-ставления о небесах, аде и конечном мире повлияли на более поздние религии (христианство и ислам). Зороастризм развил ряд доктрин, существующих в христианской теологии: док-трина о конце мира, о воскрешении мертвых и страшном суде, о спасении, о последней битве между богами добра и зла.
Утверждение зороастризма как общеиранской религии прошло длительный путь. Ученики Заратуштры записывали проповеди учителя, на основе которых позднее была со-ставлена «Авеста» – «Священное писание» зороастризма, записанная специально созданным для этого алфавитом. Авеста состоит из Гаты и Младшей Авесты. Гаты, древнейшие части Авесты, представляют собой проповеди Зороастра, составленные в стихотворной форме. Младшая Авеста является сборником мифологических, литургических и ритуальных текстов. Окончательный канонический вид этот священный текст приобрел к VI в. В III в. зороаст-ризм приобрел статус государственной религии, оказав значительное воздействие на усиле-ние централизованной власти шаха, на объединение обособленных иранских земель в одно политическое и правовое пространство.
Официальной идеологией Сасанидов был зороастризм, но на его основе возникали массовые еретические движения, значительно осла***вшие страну. Первым из таких движе-ний было манихейство. Его идейным вдохновителем был Мани (276 г.), выходец из аристо-кратической иранской семьи. Он исходил из основной идеи зороастризма о том, что мир представляет собой борьбу добра и зла, света и тьмы. Человек, согласно Мани, должен очи-ститься от зла, освободиться от власти материального начала. Для этого человек должен от-казаться от собственности, семьи, брака, жилища, мяса, вина и прочих земных благ. Мани понимал, что это требование невыполнимо абсолютным большинством общества. Поэтому созданная им община разделилась на две группы: «совершенных», способных исполнить обет аскезы, и «внемлющих», сохранявших связь с миром, семьей, профессиональными за-нятиями. Перед смертью «внемлющий» должен был покаяться и принять посвящение в сте-пень «совершенных». Сам Мани пользовался покровительством Шапура I, но после смерти шаха подвергся гонениям со стороны официальной зороастрийской церкви и был казнен. Основанное им учение – манихейство – продолжало существовать и в дальнейшем оказало влияние на ереси в иудаизме, христианстве и исламе.
В конце V в. вспыхнуло движение маздакитов. Его идейным лидером был Маздак. Он пришел к убеждению, что силы Света могут одержать полную победу над силами Тьмы, т.к. они действуют справедливо, разумно, целесообразно и, в конечном счете, созидательно, силы же Тьмы, напротив, действуют несправедливо, неразумно, хаотично и разрушительно. Он проповедовал активное вмешательство человека на стороне сил Света в борьбе с силами Тьмы. Он призывал к вселенскому перевороту: «Бог дал людям их имущество, дабы они раз-делили его между собой поровну. …Настало время взять у богатых, дабы отдать бедным, и, т.о., вернуть их собственность за счет богатых». Маздак требовал открытия государственных амбаров с хлебом, раздачи бедным, введения «общности жен». Шаханшах Кавад назвал Маз-дака своим советником, велел исполнить его требования. Кавад был свергнут и заживо зато-чен в Башню Забвения. Он смог бежать, вернул себе шахские полномочия и объявил войну маздакитам. Маздак был схвачен и казнен. Движение маздакитов продолжалось в дальней-шем достаточно долго. В 529 г. царевич Хосров, заманив лидеров маздакизма в ловушку, ко-варно с ними расправился.
Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru
Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=590
1111