Весь словарный состав а.я. подразделяется на лексико-грамм.классы, называемые частями речи. Части речи – классы слов, выделяемых на основании общности их синтакс, морф и сем.свойств.
Л. В. Щерба предложил классификацию ч.р.по совокупности признаков (лексич.значение, морф.форма и синт.функционирование). Главное место отводится семантике (предметности, действию, качеству). Но чтобы создать классификацию, необходимо учитывать правила деления объема понятия:
1) установить признаки понятия
2) члены деления должны взаимно исключать друг друга
3) объем всех членов деления вместе в совокупности должен равняться объему делимого понятия
В.В.Виноградов к ч.р.относил уже не все слова, а только те, которые являются членами предложения. Он также выделил в р.я.модальные слова и междометия, как отдельную систему слов+частицы, связки, предлоги, союзы.
М.И.Стеблин-Каменский выступал против создания этих классификаций, считая, что ч.р. – это предметы, которые при первом же прикосновении рассыпаются в труху. Однако, типологи языка считают, что ч.р.необходимы как объяснительные характеристики системы языка.
Отеч.англисты выделяют от 4 до 13 ч.р.
Жигадло, И’ванова, И’офик 1956 приняли традиц.подход и выделили 9 знаменательных ч.р.и 4 служебных. Особое место занимают междометия, которые обладают высоким синт.функционированием.
Б.Е.Зернов в своей работе («Взаимодействия частей речи: статика и динамика») отмечает, что в а.я.есть разнооформленные образования, которые обладают содержательной неразложимостью. Большинство лингвистов допускают включение этих образований в комплексы разрядов ч.речи. Например, in fact, in spite of, as well as.
Особую классификацию ч.р.в англистике создал И.Е.А’нисков: «Ч.р. – слова, которые способны выступать в опред.синт.функциях». В отличие от Щербы, у него одно и то же слово не может относиться к разным ч.р. Он выделяет 4 nominals и знаменат.ч.р.verbs, adjectivals, adverbs, для которых характерны такие синт.функции, как подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство. Если функция меняется, то это омонимия слов. Его классификация соотносится с концепцией морфологизированных членов предложения (как у Мещанинова). К nominals примыкают мест-я (сущ+числ), инфинитив и герундий между сущ и нареч, к прилаг: 1) adj.pronouns, 2) adj.numerals, 3) participle, к наречиям pronouns, numerals. Кроме того, у него существуют служеб.слова: предлоги, союзы. Артикли находятся в знаменат.словах, между прил и нареч. Его оригинальность – совершенно в особую группу ч.р.относит междометия и императивы – к rudimentary sentences=неразвернутым предложениям.
Аничков выступает против выделения новых ч.р.в том виде, как их выделил Виноградов. «Частицы существовали давно, послелоги всегда были в наречиях»
Л.П.Винокурова считает, что бывают простые и сложные квалификации. Ч.р. – сложная квалификация. При ее создании возможна межчастеречная омонимия (after – союз, наречие)
Англисты говорят, что есть ч.р.:
1) называющие (сущ, прил, числит, гл, нареч, категория состояния)
2) указывающие на предмет (местоимения)
3) выражающие отношение говорящего к содержанию высказывания, его чувства, волеизъявление (мод.слова, междометия)
новые направления в изучении ч.р.связываются с развитием когнитивной лингвистики. Этот аспект связан с общей теорией поля, где одни языковые явления рассматриваются как центральные, а другие как периферийные. Этот полевой подход для квалификации ч.р.очень распространен и направлен на изучение пересекающихся и взаимодействующих полей. Теория поля при переносе акцента на синтаксис позволила Кубряковой выделить значение слов по аналогии с грамм.категориями, которые соотносимы с прототипической структурой внешнего мира. Опубликовано на сайте: http://www.knowed.ru Прямая ссылка: http://www.knowed.ru/index.php?name=pages&op=view&id=637
|
|