Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Итоги и уроки войны

История В результате второй мировой войны оказался разгромленным милитаристско-фашистский блок. Но победа досталась дорогой ценой. Наиболее ожесточенно из всех воюющих стран сражались СССР и Германия. Жестокость их столкновения обусловливалась принципиальной борьбой двух претендующих на универсальность тоталитарных систем. В СССР было мобилизовано в армию 30,6 млн. человек (32 % мужского населения страны). Из них направлено на советско-германский фронт 29 млн. человек. В Германии мобилизовано 16 млн. человек (41 % мужского населения страны), из них на Восточный фронт направлено 10,7 млн. человек и 2,1 млн. союзников Германии. Мобилизационная активность Великобритании составила 32 %, США - 10 %.

Общие потери во второй мировой войне только убитыми составили 60 млн. человек. Наибольшие потери понес Советский Союз, как по общему числу, так и в составе армии. Правительство СССР трижды за послевоенный период изменяло официальные данные в сторону их увеличения:
1946 г. - 7 млн. человек;
1961 г. - 20 млн. ;
1989 г. - 26 млн. 640 тыс.
Последняя цифра является официальной, но не окончательной, так как поименного списка погибших не существует. Предвоенная перепись населения 1939 г. была фальсифицирована, а первая послевоенная перепись населения состоялась в 1959 году, только через 14 лет после окончания войны.
Министерство обороны СССР оценило безвозвратные военные потери всех видов в 8,7 млн. человек. Это настолько сомнительно, что никто даже не спорит.
Потери СССР в войне определялись, в основном, субъективными причинами, иначе они не тревожили бы общественное сознание, не вызывали бы такого взрыва эмоций и жажды мести. Справедливые потери нация переносит с гордым достоинством. Субъективные причины:
 репрессии против командного состава накануне войны;
 диктаторские способы руководства и личные просчеты И. Сталина;
 расколотость общества, перманентная гражданская война, “борьба всех против всех”;
 господство ложных социалистических идей;
 возрождение имперской идеи.
Объективная причина: переходное состояние общества от традиционного к индустриальному.
Общие потери Германии убитыми составили 6,9 млн. человек, военные - 4,9 млн. человек (из них 2/3 погибли на советско-германском фронте и в советском плену). Союзники Германии на Восточном фронте потеряли 644 тыс. человек.
Общие потери других стран - участников войны составили:
На всем протяжении 20-30-х годов в Советском Союзе велась пропаганда идеи, что СССР - это “осажденный лагерь”, которому угрожают империалистические государства. Индустриализация страны была направлена прежде всего на создание военной базы. Одной из задач первой пятилетки было создание армии, способной противостоять противнику на главном, т.е. европейском театре военных действий. Задачей второго пятилетнего плана было создание армии, способной бороться против коалиции государств. Но тем не менее, к войне страна оказалась не готова. Индустриализация не была завершена. Современной техники было мало. Армия была политизирована и сама явилась объектом внутриполитической борьбы. В сущности, она отражала переходное состояние общества от традиционности к индустриализму. Костяк армии, ее рядовой и командирский состав, а зачастую и генералитет составляли малообразованные выходцы из деревенской бедноты и маргинальных слоев города. Большая часть из них не имела специального военного образования. 82 % командиров полков не имели даже общего среднего образования. Высший командный состав был примитивным, безынициативным, запуганным. К началу войны РККА пришла в дезорганизованном состоянии, с почти полностью истребленным офицерским составом. В период репрессий конца 30-х годов погибло больше старшего командного состава, чем во время войны (43 тыс. человек). На начало войны 80 % командного состава находились на должности менее одного года. В Германии командиры батальонов и выше имели опыт работы не менее 8 лет, и все без исключения имели боевой опыт.
Патриотическая работа подменялась коммунистическим воспитанием, т.е. главной задачей армии являлась политическая борьба - “освобождение угнетенных народов и уничтожение эксплуататорских классов”. В начале войны большинство личного состава Советской армии было уверено, что немецкие рабочие и крестьяне не будут воевать против “государства рабочих и крестьян”, а поднимут восстание. В советской традиции термин “нацизм” подменялся термином “фашизм”, что тоже объяснимо с точки зрения пропаганды. Нацист - это сторонник национального социализма. Фашист в данном случае представитель правящего буржуазного класса.
В годы войны советское партийно-государственное руководство вынуждено было перейти от идеи “пролетарского интернационализма” к империализму и национализму. Возрождались традиции старой русской армии, часто в худших ее проявлениях, с “цуканьем” и муштрой. В войсках были введены погоны и офицерские звания. Разрешалось даже носить усы. Гимн СССР “Интернационал” (“Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим - кто был ничем, тот станет всем!”) был заменен на “Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь!”. Коммунистический Интернационал был распущен, часть священнослужителей была выпущена из тюрем и лагерей. Гонения на верующих прекратились. Власти обратились к авторитету церкви, особенно к русской православной церкви. В 1943 году был проведен Церковный Собор и восстановлено патриаршество. Частично прекратилась политическая демагогия и руководство государством чисто партийными методами. Больше стал цениться профессионализм.
Во внешней политике СССР за годы войны произошли радикальные изменения. С 1939 г. по июнь 1941 г. Советский Союз сотрудничал с нацистской Германией, принимал участие в разделе Европы. В значительной степени поэтому оказался таким страшным начальный период Отечественной войны. И. Сталин, заключив договор с Германией, поставил страну на одну ступень с нацизмом. Затем произошел резкий поворот к союзу с западными демократиями. Сталин, как истинный кавказец, любил выяснять отношения, вести переговоры, умел поставить партнеров в неловкое положение, вовремя обидеться или сделать вид уступки, что составляет традиции кавказского этикета. Советские руководители выжимали из союзников все, что можно. Это воспринималось партийно-советской элитой как дипломатический успех и доказательство силы. На самом деле этот примитивный восточный торг терпелся союзниками в силу военной необходимости. Союзников поражала неоправданная роскошь, с которой их принимали в нищей “стране рабочих и крестьян”, тем более во время войны.
Как политический и военный руководитель, И. Сталин был типичным представителем партийной бюрократии. Он мелочно вмешивался во все вопросы военного строительства, часто упуская принципиальные вещи. Если происходил провал, виновными оказывались другие. В 1941 году группа высших командиров Западного фронта, включая командующего генерала Д.Г. Павлова, была объявлена виновниками поражения и расстреляна. Реакция военных была такой мощной, что в последующем подобные приговоры больше не повторялись. После поражений 1941-1942 гг. Сталин вынужден был считаться с профессиональными военными. Но во второй половине войны, когда наметился перелом, он все чаще и чаще прибегал к привычной ему аппаратной интриге, чтобы не допустить усиления влияния видных полководцев. За время войны он выезжал в действующую армию один раз, в 1943 году, что было чистейшей воды фарсом.
Сталин, как Верховный Главнокомандующий, несет личную ответственность за несоизмеримые потери в ходе войны. В Советской армии жизнь человека ничего не значила. Солдаты и младшие командиры изматывались голодом, отсутствием сна, отсутствием отпусков, мелочными придирками. Защитная реакция истощенного организма снижалась, потери росли. Как средство поощрения военнослужащие получали водку или спирт, а в конце войны и трофеи.
Давление сверху было исключительно жестким. Никакие оправдания не брались в расчет. В Советской армии с 1942 г. по конец 1944 г. действовали заградотряды (приказ № 227 от 28 июля 1942 г.). В военный трибунал попадали за малейшие дисциплинарные нарушения. Создавались штрафные роты и батальоны. Солдат и офицеров дополнительно контролировали партийные и комсомольские органы. В полках имелись представители “Смерша” - “смерть шпионам”. Репрессии применялись против семей офицеров, попавших в плен и т.д. Репрессии оправдывались военным временем. Трибуналы за годы войны приговорили к смерти 300 тыс. человек - столько, сколько американцы потеряли за годы войны от действий противника. В 1942 г. американский генерал Брэдли пинком ноги вышиб из санитарной палатки солдата, который наблюдался психиатром по поводу испуга от стрельбы. В американской армии это был крупнейший скандал, о котором писали все газеты. Брэдли вынужден был публично извиниться перед выстроенными войсками. Из-за этого случая его дальнейшая карьера не состоялась.
Просчеты командования, недостатки снабжения и техники в советской армии пытались компенсировать призывами к самопожертвованию. По сути это было скрытым признанием превосходства противника. В немецкой армии летчик получал железный рыцарский крест за 100 сбитых самолетов. Лучший советский ас, трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб сбил 62 самолета противника; лучший ас Объединенных Наций А. Покрышкин - 59. Среди немецких летчиков Э. Хартман - 352, Г. Баркхорн - 301 и т.д.
Война в очередной раз доказала, что нация состоит из личностей, а не из масс. Если бы не самопожертвование честных людей, патриотов, то что бы дали репрессии? Репрессиями можно запугать, но не победить. Русский народ, вопреки издевательствам над ним со стороны противника и партийно-политического руководства одержал победу, внес основной вклад в разгром нацистской Германии. Две трети германских потерь в личном составе и технике пришлось на Восточный фронт.
Победа в войне партийно-советским руководством была приписана И. Сталину как “величайшему полководцу всех времен и народов”. Выигранная война укрепила сталинскую диктатуру и тоталитарный режим.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование