Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » ОБЖ

Методические подходы и методы воспитания координационных способностей

ОБЖ При воспитании координационных способностей используют­ся следующие основные методические подходы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широ­ко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигатель­ный опыт, но и развивают способность образовывать новые фор­мы координации движений. Обладая большим двигательным опы­том (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.
Прекращение обучения новым разнообразным движениям не­избежно снизит способность к их освоению и тем самым затормо­зит развитие координационных способностей.
2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятель­ность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методичес­кий подход также находит большое применение в базовом физичес­ком воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
3. Повышение пространственной, временной и силовой точ­ности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятии. Данный методический прием широко использует­ся в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное рас­слабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызыва­ет определенную дискоординацию движений, что приводит к сни­жению проявления силы и быстроты, искажению техники и преж­девременному утомлению.
Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тони­ческой и координационной).
1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состо­янии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значи­тельном мышечном утомлении и может быть стойким.
Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) раз­нообразные маховые движения конечностями в расслаблен­ном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые про­цедуры.
2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу рас­слабления).
Для преодоления координационной напряженности целесо­образно использовать следующие приемы:
а) в процессе физического воспитания у занимающихся не­обходимо сформировать и систематически актуализировать осоз­нанную установку на расслабление в нужные моменты. Факти­чески расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
б) применять на занятиях специальные упражнения на расслаб­ление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представле­ние о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслаб­ления одних мышечных групп с напряжением других; контроли­руемый переход мышечной группы от напряжения к расслабле­нию; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стан­дартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения;
3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных дей­ствий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения с его многими разновиднос­тями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативно­сти действий и условий выполнения. К первому относятся следу­ющие разновидности методических приемов:
— строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых па­раметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному зада­нию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
— изменение исходных и конечных положений (бег из положе­ния приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование ко­нечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
— изменение способов выполнения действия (бег лицом впе­ред, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
— выполнение освоенных двигательных действий после воз­действия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращении, кувырков);
— выполнение упражнений с исключением зрительного конт­роля — в специальных очках или с закрытыми глазами (напри­мер, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьи­рования связаны с использованием необычных условий естествен­ной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местно­сти), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-так­тических действий в условиях не строго регламентированного вза­имодействия партнеров.
Эффективным методом воспитания координационных способ­ностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо опре­деленными двигательными действиями и т.п. Например, при про­ведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше иг­рающих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волей­больного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Иг­ровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложив­шейся ситуации.

Дополнительно по данной категории

23.10.2012 - Отличные рефераты на заказ: учиться с нами легко!
23.10.2012 - Соответствие диссетртации всем требованиям
23.01.2010 - Структуры Гражданской обороны.
23.01.2010 - Задачи Гражданской обороны
23.01.2010 - Организация и планирование эвакуации
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование