Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Конец XV- начало XVI в.: властные структуры

История В правление великого князя владимирского и московского Ивана III (1462-1505) фактически завершилось объединение русских земель под властью Москвы. Произошло поистине выдающееся политическое событие — образование Русского централизованного государства.
С образованием единого государства и ликвидацией удельно-княжеских порядков остро встала важнейшая задача организации новой системы управления страной, то есть создания новых властных структур. Этот процесс шел крайне медленно, на ощупь и только-только начался в конце XV - начале XVI в. Но он все-таки шел и начал проявлять первые результаты.

В новом государстве лицам с княжескими титулами присваивалось звание бояр, их называли княжатами. Именно они составили новый высший слой боярской знати, оттеснив служилое московское боярство. Новая знать не стремилась восстановить прежние удельные порядки, но стала откровенно претендовать на участие в управлении государством наряду с великим князем, вплоть до полного захвата верховной власти в свои руки. Органом, посредством которого новая знать делила власть с великим князем, являлась Боярская дума.
Как известно, истоки Боярской думы восходят еще к Древней Руси. С образованием Русского централизованного государства она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили думные чины: бояре, окольничие, с начала XVI в. — «дети боярские, которые в Думе живут» (думные дворяне), несколько позже — думные дьяки. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати — представителям княжеских фамилий.
Боярская дума в конце XV - начале XVI вв. состояла из 12-16 человек, которые представляли три наиболее влиятельные группировки знати. Первая — это потомки бывших владетельных князей Северо-Восточной Руси: Суздальско-Нижегородских (Шуйские, Горбатые, Глазатые), Ростовских (Лобановы, Темкины, Бахтеяровы), Ярославских (Ушатые, Курбские).
Эти члены Боярской думы постоянно требовали все новых привилегии для знати. Во внешней политике они были сторонниками решительного наступления на Западные земли. Вторая - выходцы из Чернигово-Северских земель (Воротынские, Одоевские, Долгорукие, Овчины-Телепневы и др.) И Литвы (Голицыны, Кудакины, Вельские, Мстиславские и др.). Эти бояре поддерживали централизаторскую политику Великого князя, во внешней политике они выступали за мирные отношения с Западом. Третья — старомосковские бояре (Захарьины-Юрьевы, Морозовы, Воронцовы), которые издавна служили московским князьям и весьма подозрительно относились к представителям знати Западнорусских земель.
Бояре и окольничие не только заседали в Думе, но и выполняли важные и ответственные поручения князя — были воеводами в походах, послами, судьями и т.д. В то же время возникает и местничество. На первых порах местничество позволило навести элементарный порядок в учете сильно увеличившейся знати.
В конце XV - начале XVI вв. все большую роль в управлении играли мелкие и средние служилые феодалы-помещики и мелкие вотчинники (потомки бояр мелких и удельных княжеств). Именно они, а не княжеские и боярские холопы, как прежде, были конкретными исполнителями государственных дел.
Однако в это время управление огромным государством было построено по существу по тому же принципу, что и небольшим княжеством. Решающую роль в управлении играл дворцовый аппарат. В Москве функционировал Большой дворец — орган еще периода феодальной раздробленности. Отдельные сферы государственного управления возглавлялись боярами, которые за службу получали доход в свою пользу с определенных территорий, называемых «путями». Бояре, собиравшие поборы с этой территории, назывались путными боярами.
Наряду с центральным Большим дворцом в 20-30-е гг. XVI в. образуются областные дворцы (Новгородский дворец, Рязанский дворец и др.). Они сменили уделы, но основным принципом управления оставалась территориальная, а не функциональная система. Территориальная система свидетельствовала об отсутствии централизованного управления страной.
Другим важным органом управления, тесно связанным с Большим дворцом, была великокняжеская Казна, ведавшая финансами, архивом и библиотекой. В Казне происходили изменения, которые свидетельствовали о начале процесса постепенной централизации управления государством. В княжение Ивана Ш в ней появились первые признаки канцелярского аппарата. Делопроизводство стали вести несколько великокняжеских дьяков, которые в письменном виде оформляли все решения центральной власти, обязательные к исполнению. Дьяки постепенно стали специализироваться на ведении схожих по своему содержанию дел. Будущие приказы как органы функционального управления и оформлялись из этих дьяков, которым давались поручения (приказы).
После присоединения Новгорода и поместных раздач новгородских земель впервые были составлены писцовые книги, ставшие в XVI - XVII вв. важнейшими фискальными и нотариальными документами.
Пережитки удельных времен особенно сильны были в административном делении и местном управлении. Страна делилась на уезды и волости, причем их статус часто не был установлен, что создавало серьезные административные трудности. Территориальные единицы очень сильно различались по величине и существовали обычно в границах прежних княжеств. В Новгородской земле сохранилось существовавшее прежде в Новгородской республике деление на пятины. Управление и суд на местах осуществляли назначенные Великим князем наместники и волостели. Население обязано было содержать наместника («кормление») как прежнего князя. Поэтому назначение в наместники рассматривалось как награда и способ быстрого обогащения. Аппарат управления наместника составляли его холопы.
Многие десятилетия сохранялся такой пережиток удельных времен как удельные княжества. Уделы имели все близкие родственники Великого князя, получали их и выехавшие из Литовского государства Гедимино-вичи. Удельные княжества представляли собой автономные государства со своими боярами, налоговыми Pi судебными системами, армиями.
В стране совершенно отсутствовала централизация финансов. Существовала московская и новгородская денежные системы, не было и единых общегосударственных налогов. Налоги с основной части населения шли на содержание наместников и удельных князей, а великокняжеский двор и государственный аппарат существовали исключительно за счет доходов с собственных вотчин Великого князя.
Больших изменений в местном управлении при Иване III не было, но принятый в ] 497 г. Судебник в определенной мере ограничивал права наместников, в первую очередь в решении судебных дел.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование