Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Культурная жизнь при Екатерине II

История Образование и просвещение. Во второй половине XVIII в. в России существовало несколько типов учебных заведений, коренным образом отличавшихся друг от друга.

Первым типом являлись общеобразовательные школы (училища). Принятый в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для всей России законодательным актом в области народного образования. Согласно Уставу в губернских городах открывались Главные четырехклассные училища, приближенные по типу к средней школе, в уездных — Малые двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью планов Малых училищ и первых двух классов Главных училищ. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.п. Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф.Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л.Ф.Магницкого и «Грамматика» М.Смотрицкого.
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, которая обучала не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. К типу солдатских школ принадлежали также национальные военные школы, открытые на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноград-ская).
К общеобразовательным школам, хотя и с рядом оговорок, можно отнести и создававшиеся во второй половине XVIII в. так называемые миссионерские школы для детей татар, чуваш и других нерусских народов Поволжья. Школы имели целью подготовить переводчиков и учителей, а поскольку создание этих школ было связано с политикой христианизации, проводившейся правительством и церковью, то школы должны были заниматься и подготовкой низших категорий духовенства из коренных нерусских народов данного региона.
Положительное их значение состояло в том, что они давали минимум общеобразовательных знаний, в них изучали русский язык. Наибольшего распространения просвещение достигло у татар. Школы содержались за счет населения, поэтому были платными и доступными только для зажиточных людей. Обучение в них сводилось в основном к заучиванию текстов религиозных книг на арабском языке.
Второй тип школ в России в XVIII в. — это дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 Ьыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, [Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом офицеров для юрмии и флота, но одновременно давали широкое по тому времени общее [образование. Сословными учебными заведениями были благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных шевиц, Благородный пансион при Московском университете. В большинстве случаев частные пансионы ограничивались тем, что обучали воспитанников французскому языку, танцам, «хорошим манерам» и фехтованию.
Широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее юоспитание с помощью учителей и гувернеров. Дворянская аристократия в большинстве случаев приглашала образованных иностранцев и русских |учителей, благодаря чему их дети получали хорошее образование. Средне-нюместные и тем более мелкопоместные дворяне не располагали такими возможностями, и обучение их детей велось на весьма низком уровне.
К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии 1-й школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось более 20 тыс. человек. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились ; проводниками грамотности в своих приходах.
Четвертый тип учебных заведений составляло сравнительно не-\ большое количество (около десятка) специальных школ (горные, медицин-! ские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в , 1757 г. Академия художеств. Хотя в них обучалось всего около 1,5 тыс. г человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых ' Россия тогда особенно нуждалась.
В XVIII в. был поставлен вопрос о создании в стране светского высшего образования, ранее отсутствовавшего в России. Начало русской высшей светской школе было положено в 1725 г. основанием в Петербурге Академического университета (он существовал до 1765 г.).
Важным этапом в процессе развития русской светской высшей школы было основание в 1755 г. Московского университета. В отличие от всех европейских университетов обучение в нем было бесплатным. С момента открытия университет имел три факультета: философский, медицинский и юридический.
С первых лет своего существования университет с целью подготовки профессуры широко применял завершение образования наиболее одаренных студентов у крупнейших ученых в лучших европейских университетах. Так С.Е.Десницкий и И.А.Третьяков учились у Адама Смита и Джона Миллера в Глазговском университете, С.Г.Зыбелин и П.Д.Вениаминов — в Лондоне, М.И.Афонин — у Карла Линнея в Упсале. Это позволяло не только повышать научный уровень студентов, но и использовать передо- | вые методы обучения и опыт западноевропейской педагогики.
В целях обеспечения органичной связи научной и учебной работы в университете были созданы лаборатории, кабинеты, анатомический театр, обсерватория, библиотека и типография. Значение университетской типографии заключалось уже в том, что это была первая и единственная светская типография в Москве. Ее задачей было издание русской и переводной научной, учебной, философской и художественной литературы. Выполняя эту задачу, университетская типография внесла существенный вклад в раз- ] витие русской высшей и общеобразовательной школы, науки и культуры, прогрессивной общественно-политической мысли.
Показателем распространения просвещения являлись усилившийся ( интерес к книге, ее собиранию, увеличившиеся тиражи издаваемых книг и журналов, рост книжной торговли.
Расширялась издательская база, помимо казенных появлялись част- | ные типографии. Изменяется репертуар издаваемых книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий. Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением становится периодика не только в столичных, но и в провинциальных городах. Особая роль в издании и распространении книг принадлежала Н.И.Новикову. В период аренды им типографии Московского университета (1779-1789) около трети всех издававшихся в России книг (примерно 1 тыс. наименований) выходило отсюда.
Наука. С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями. | Центрами научной деятельности являлись Академия наук, Московский ] университет, Горное училище в Петербурге и Российская академия.
В развитии отечественной науки выдающееся место занимал | М.В.Ломоносов, а среди иностранных ученых — Л.Эйлер, вырастивший целую плеяду талантливых учеников. Среди них С.К.Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я.Румовский — основоположник отечественной астрономии.
Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов страны. С этой целью была возобновлена практика организации комплексных экспедиций, обследовавших различные районы России. Всего
Выло отправлено 5 экспедиций, объединенных общими целями и планами. В работе экспедиции участвовали такие ученые, как П.С.Паллас, Е.Г.Гмелин, И.И.Лепехин, Н.Я.Озерецковский и другие.
К академическим экспедициям примыкают экспедиции промышленных людей, отправлявшихся осваивать острова Тихого океана, а также берега Америки. Среди исследователей выдающееся место занимает .И.Шелехов, составивший в 80-х годах описание Алеутских островов и юрганизовавший изучение и освоение Русской Америки (Аляски).
Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В 60-е годы развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И.Ползунова, прославившегося изобретением первой в ми-Be универсальной паровой машины, которой можно было приводить в ействие любые заводские механизмы. Другим крупным изобретателем того, периода был И.П.Кулибин, творческая мысль которого охватывала Разнообразные отрасли техники. Он разработал проект «самобеглой коля-Яки», создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный оптический) телеграф, усовершенствовал шлифовку стекол для оптиче-кких приборов и многое другое.
Значительный шаг вперед сделали гуманитарные науки: историческая, экономическая, юридическая, языкознание и др. Вторая половина BCVIII в. выдвинула ряд крупных историков — М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, М.М.Щербатова, И.Н.Болтина. Значительная роль принадлежала группе академиков из числа приглашенных в Россию немецких •ученых, среди которых особенно выделяются Г.Ф.Миллер и А.Л.Шлёцер. Зарождается историческое краеведение (родоначальники В.В.Крестинин, написавший ряд работ по истории Поморья, и П.И.Рячков, автор истории Оренбургского края, в которой помещены ценные сведения |по истории и этнографии башкир).
Распространению исторических знаний способствовала публикация документов и исторических сочинений. М.М.Щербатов в 1767 г. опубликовал открытую В.Н.Татищевым «Русскую правду», а в 1770-1772 гг. — «Журнал, или Поденную записку имп. Петра Великого»; Обширную библиотеку с публикациями документов создал Н.И.Новиков. Второе издание его «Древней российской вивлиофики» состояло из 20 томов источников: грамот великих князей, дипломатических документов, отрывков из летописей, родословных дворянских фамилий и др.
Общественная мысль. Во второй половине XVIII в. в России продолжала формироваться и развиваться общественная мысль. Наиболее сильное влияние на этот процесс оказывали два основных фактора: идеи западноевропейского Просвещения и существование в стране крепостничества.
Общественная мысль в этот период по своему содержанию и направленности отличалась разнообразием, о чем уже говорилось выше. Поэтому здесь лишь вновь отметим ее основные направления. В 60-80-х годах приверженницей идей французских просветителей проявила себя Екатерина II, что нашло отражение в ряде ее сочинений и прежде всего в Наказе Уложенной Комиссии. Крупным событием общественной мысли явилось обсуждение крестьянского вопроса в самой Комиссии, где открыто прозвучало резкое осуждение крепостничества. И напротив, князь М.М.Щербатов в своих сочинениях и особенно в «О повреждении нравов в России» призывал правительство еще более усилить господствующее положение дворян в обществе, полностью сохранить крепостное право в стране.
К заслуге общественной мысли этого времени следует бесспорно отнести формирование русского либерального просветительства. У истоков этого направления стояли М.В.Ломоносов, А.Я.Поленов, Н.И.Новиков, С.Е.Десницкий.
Ученый, писатель, просветитель, профессор Московского университета С.Е.Десницкий доказывал необходимость преобразования политического строя России, уничтожения сословных привилегий, разделения властей (законодательной, судебной, отчасти административной). В своих трудах он отдавал предпочтение буржуазному строю.
Наиболее значительное событие русской общественно-политической мысли второй половины XVIII в. — возникновение революционно-демократической теории, связанной с именем А.Н.Радищева. Он впервые подверг сокрушительной критике крепостничество и самодержавие как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного права, сделал из этих идей конкретные выводы, определил позитивную программу антифеодальной революции.
Художественная культура. Во второй половине XVIII века по сравнению с его началом возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются «просвещенный» читатель, интересовавшийся светским романом и философскими сочинениями, зритель, которого волновала высокая трагедия и увлекала комическая опера. В большой моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х гг. в Академии художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи.
Русская художественная культура этого времени развивалась в направлении, в целом совпадающем с европейскими художественно-эстетическими стилями, и подчинялась общим закономерностям их развития. Результатом этого был своеобразный сплав «европеицизма» и национальной самобытности, которая сохранилась как основная характерная Ьерта русской культуры.
Достижения культуры во многом были связаны с именами русских [писателей, композиторов, скульпторов, художников, архитекторов. Повышению профессионализма русского искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств.
В условиях феодально-крепостнического строя литература была по Ьфеимуществу дворянской, развивавшейся главным образом в русле клас-Ьицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. Русскому классицизму был свойственен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции и . обличительно-сатирические моменты (А.О.Кантемир,
В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков).
В 70-80-е годы на смену классицизму приходит новое течение — сентиментализм, отличающийся большим вниманием к человеческим чувствам, личной добродетели и филантропии. Наиболее полное выражение сентиментализм получил в произведениях Н.И.Карамзина. Сентиментализм появился в качестве направления, противостоящего классицизму. Отвлеченности и схематизму классицизма сентиментализм противопоставил
конкретность в изображении человека и окружающей его обстановки. Од-|ним из важнейших средств для этого было раскрытие психологии человечка. Сентиментализм расширил круг людей, ставших героями литературных
произведений. Писатели сентиментального направления обогатили литературный язык, придали ему гибкость и выразительность, без которых
изображение психологии человека было невозможно. Повести Карамзина
«Бедная Лиза», «Наталья — боярская дочь» и другие принадлежали к чис-|лу выдающихся произведений художественной литературы XVIII в. Влия-I ние, оказанное Карамзиным на русскую литературу, исключительно вели-I ко.
Борьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего со-I держания русской литературы второй половины XVIII в. Наряду с этими
течениями все больше выявляются реалистические тенденции русской ли-
тературы. Они с наибольшей активностью и последовательностью выра-
жали протест против феодальной идеологии.
Г!о своей обличительной направленности, по широте изображения I общественных недостатков первое место в литературе 60-70-х годов зани-I мает творчество Д.И.Фонвизина. Начиная с ранней политической басни-I сатиры «Лисица-казноден» (канюлей — проповедник), раскрывавшей I подлинную суть самодержавия и ородетелей императрицы Клизаветы, и
кончая «Бригадиром» и «Недорослем», Фонвизин во всех своих произведениях метко и зло осмеивал необразованность, восставал против жесто-костей крепостничества, призывал ограничить власть помещиков над крестьянами.
Последняя четверть века была временем расцвета творчества Г.Р.Державина. В одах Державина дана широкая картина современной ему жизни. В них он говорит о Екатерине II, богоподобной царице, о войнах, которые вела Россия, о мероприятиях екатерининского правительства в области внутренней политики, о жизни Петербурга, о быте русских помещиков. Яркими красками рисует Державин природу, людей, быт повседневной действительности. Строгая требовательность к выполнению своего долга, способность приносить себя в жертву во имя блага отечества, независимость убеждений, уважение к личности человека — такова мораль Державина.
Во второй половине XVIII в. в России широкое развитие получило театральное искусствб. Замечательным событием в истории русского театра является возникновение в Петербурге в 1756 г. публичного театра во главе с русским актером Ф.Г.Волковым. Но первоначально этот театр не был общедоступным. Его спектакли обслуживали придворные круги.
Постепенно происходит слияние любительских и частных трупп и образование профессиональных театров. В Москве в 1759-1762 гг. и с 1779 г. до конца века действовал «Российский театр», в 1779-1783 гг. в Петербурге — театр на Царицыном лугу. В 1783 г. открывается многоярусный каменный театр («Большой театр»). Тогда же переходит в казну театр К.Книппера («Малый театр»).
Открытие в Петербурге театра, рассчитанного на широкого зрителя, связано с именем , ближайшего соратника Волкова, актера И.А.Дмитриевского. Он целиком принял на себя художественное руководство публичным общественным театром, открытым в 1779 г. в Петербурге. Дмитриевский был душою вновь открытого театра. Прекрасный актер, педагог и постановщик, знаток европейского театра, автор и переводчик многих пьес, высокообразованный человек, Дмитриевский пользовался громадным авторитетом в литературных и театральных кругах. Из школы Дмитриевского вышли замечательные русские актеры Я.Е.Шушерин, А.С.Яковлев, Т.М.Троепольская и др.
Любительские и профессиональные театры возникают в Нижнем Новгороде, Калуге, Харькове, Тамбове, Воронеже, Казани и других городах. К 50-80-м годам относится возникновение крепостных театров в дворянских усадьбах и городских особняках. В одной лишь Москве их было около пятнадцати. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П.В. и Н.П.Шереметьевых в Останкино.
В русской архитектуре складывается новый стиль — классицизм. Блеск и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени. На смену пышности и праздничности барокко приходит строгость, простота и величие классицизма. Его отличает четкое сочетание архитектурных членений, подчинение второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. В стиле классицизма возводились столичные ансамбли, загородные дворцы, общественные здания в провинции, жилые постройки в мелкопоместных усадьбах. Архитектуру того времени прославили Баженов и Казаков, Валлен-Деламот и Кваренги, Старое и Ко-коринов, Фельтен и Ринальди и др.
В Петербурге во второй половине XVIII столетия работали А.Ф.Кокоринов (один из авторов Академии художеств в Петербурге), И.Е.Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры и др.), В.И.Баженов (Каменноостровский дворец и Арсенал; проект Михайловского замка).
Большую роль в архитектурном зодчестве северной столицы сыграли иностранные специалисты: французский архитектор Жан Валлен-Деламот построил в Петербурге в стиле раннего русского классицизма Гостиный двор, Малый Эрмитаж, участвовал в проектировании здания Академии художеств и складов «Новая Голландия»; Юрий Фельтен участвовал в сооружении гранитных набережных Невы, создал решетку Летнего сада (совместно с П.Е.Егоровым), построил здание Мраморного дворца в Петербурге и дворца в Гатчине; Джакомо Кваренги — автор павильона «Концертный зал» и Александровского дворца в Царском Селе, Ассигнационного банка, Эрмитажного театра и Смольного института в Петербурге.
Выдающимися архитектурными постройками во второй половине XVIII в. обогатилась и Москва. В.И.Баженов построил «дом Пашкова» (ныне старое здание Национальной библиотеки России), М.Ф.Казаков создал большое количество общественных зданий — это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, «Голицынская больница» (ныне Первая городская), ряд домов-усадеб.
Вторая половина XVIII в. — время расцвета русской скульптуры. Серией выдающихся портретов прославил себя земляк Ломоносова, поморский крестьянин Ф.И.Шубин. Он создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов: бюсты А.М.Голицына, М.Р.Паниной, А.Г.Орлова, М.В.Ломоносова и др. Другой русский мастер | скульптуры — М.И.Козловский был страстным певцом больших человеческих эмоций. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» — статуя для Большого каскада в Петергофе — символизирует победу России над Швецией.
Скульптура выполнена просто, без всякой театральности и вместе с тем необычайно мощно. В «Поликрате» Козловский дал одно из лучших в мировой скульптуре изображений человеческого страдания.
Из иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фалько-не, автор знаменитого памятника основателю Петербурга («Медный всадник»), открытою к столетию Петра I в 1772 г. Бронзовая конная статуя Петра, установленная на гранитной скале, отличается драматичностью, многогранностью образа преобразователя страны. Памятник был воспет А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник».
Русская живопись во второй половине XVIII в. вступила в новый этап своего развития. Он характеризуется прежде всего совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками (Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский), стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Новшество состояло в появлении ранее почти отсутствовавших жанров: пейзажей (С.Ф.Щедрин), полотен на сюжеты из отечественной истории ^Г.И.У трюмов), картин с бытовыми сюжетами (М.Шибанов). Повышению профессионализма живописного искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств.
Русская культура второй половины XVIII столетия — составная часть общемирового культурного процесса, хотя имеет и свои национальные особенности. Она соединила в себе традиционную русскую соборность и лучшие достижения западноевропейских мастеров и заложила основы создания русской классической культуры XIX в.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование