Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Литература и театр в 19в.

История Литература. В первой половине XIX в. литература составила гордость русской культуры. В ней последовательно развивались различные художественные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В художественной культуре первых десятилетий происходит постепенный отход от эстетики классицизма, когда мотивами действий героя являлись гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к внутреннему миру человека; чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.

На рубеже XVIII-XIX вв. в русской литературе получил распространение сентиментализм. Для этого направления характерно эмоциональное восприятие окружающего мира, повышенный интерес к человеческом} чувству. Расцвет русского \ сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что особенно привлекало читателей его сентиментальных повестей. Слова Карамзина из его наиболее известной повести «Бедная Лиза» — «и крестьянки любить умеют» — воспринимались читателями как открытие собственного мира чувств и переживаний, способности любить и страдать. Карамзин идиллически изображал сельскую жизнь, быт. нравы простых «поселян». Большую роль Карамзин сыграл в формирова нии русского литературного языка, в освобождении его от архаичных вы ражений. Карамзин последовательно отстаивал свои взгляды в литератур ной полемике о путях развития русского языка. Он провозгласил сближение литературного языка с разговорным: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут».
Его противники (А.С.Шишков, Д.И.Хвостов, П.А.Ширинский Шихматов) выступили за сохранение старых форм, за ориентацию на це;~ ковно-славянский язык. Они создали общество «Беседа любителей русского слова» (181 1-1816). Последователи Карамзина объединились в общее во «Арзамас» (1815-1818), в которое входили В.А.Жуковский. К.Н.Батюшков, В.ТГ.Пушкин, П.А.Вяземский, С.С.Уваров и др.
В первые десятилетия XIX в. в России утвердилось новое литературное направление — романтизм., Важный фактор, способствовавший его возникновению — Отечественная война 1812 г. Сутью романтизма является стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А.Жуковского (1783-1855). Его баллады несли в себе идеалы гуманизма, высокого человеческого достоинства. Лирика Жуковского наполнена элегичностью, созерцательностью, романтическими настроениями. Широкий спектр чувств и настроений — от лирики мечтательной до глубоко гражданственной — был характерной чертой романтической поэзии.
Поэты-романтики познакомили российское общество с произведениями античных и современных западноевропейских писателей. В.А.Жуковский перевел произведения Гомера («Одиссея»), Байрона, Шиллера. Н.И.Гнедич довел до русского читателя «Илиаду».
В 30-40-х гг. XIX в. в русской литературе утверждаете^ реализм. В развитии этого направления большую роль сыграло творчество И.А.Крылова (1768-1844) и А.С.Грибоедова (1795-1829). Крылов поражает своей способностью обобщать черты характера людей и человеческие отношения в образах животных. Басни Крылова привлекают живостью, народностью, колоритностью языка. Комедия Грибоедова «Горе от ума» — наиболее раннее в русской литературе обращение к проблеме конфликта поколений. В ней дана яркая критика высшего общества времени Александра I.
В развитии русской литературы и культуры особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину (1799-1837). С его творчеством связано утверждение современного литературного языка. «Евгений Онегин», опубликованный отдельным изданием в 1833 г., явился первым реалистическим романом в русской литературе. Выдающимися произведениями Пушкина стали историческая драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина».
Традиции Пушкина продолжил М.Ю.Лермонтов (1814-1841). Его творчество отразило состояние русского "общества в 30-е гг., мучительные поиски молодым поколением своего предназначения. Роман «Герой нашего времени» (1841) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности.

Творчество Н.В.Гоголя (1809-1852) отразило идейные споры русского общества в 30-40-е гг. Что такое Россия? В чем историческое предна значение русского народа? Гоголь пытался поставить эти вопросы и найти на них ответы в своей великой «поэме» «Мертвые души». Он задумал это монументальное произведение не только для того, чтобы критически отразить современную российскую действительность, духовное омертвление поместного дворянства и чиновников губернского города, но и для того, чтобы попытаться заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать Родине путь к спасению.
Интерес к реалистическим, социальным произведения во многом вызывала так называемая «натуральная школа». Этим понятием обозначался существовавший в 40-50-х гг. вид русского критического реализма, преем ственно связанный с творчеством Н.В.Гоголя и развивший его художест венные принципы. К «натуральной школе» относились ранние произведе ния И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского и др В художественном плане писателей этого направления отличало стремле ние к правдивости, пристальное внимание к жизни народа. В своих произ ведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нрав! (повести Д.В.Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цик рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева).
Художественная литература оказала большое влияние на духовну жизнь русского общества. Этому способствовал художественный талан писателей, которые в своих произведениях остро ставили вопросы о на значении личности, о духовном подвижничестве и многие другие.
Театр. Театр начинает играть все более заметную роль в культурной жизни страны. На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр в_ Москве (с 1824 г.) и Александрийский в Петербурге (с 1832 г.). Больше театр с 1825 г. предназначался для оперных и балетных спектаклей. Театры существовали и во многих провинциальных городах.
Основу репертуара драматического театра начала XIX в. составляли трагедии. Пробуждению интереса к трагедии в немалой степени способствовало творчество В.А.Озерова. Его пьесы отличались занимательностью и трогательностью сюжета. В период противостояния России и наполеоновской Франции драматург обращается к сюжетам из национальной истории. В 1807 г. им была написана трагедия «Дмитрий Донской», имевшая невиданный успех. Среди актеров, играющих трагедии, выделяются именя И.А.Дмитриевского, Е.С.Семеновой.
В 20-30-е гг. на российской сцене начинает утверждаться романтическое направление, для которого была характерна героическая тематика,
а в сценическом воплощении актеров большое внимание обращалось на внутренние переживания героя. Актерская игра В.А.Каратыгина П.С.Мочалова потрясала зрителей своим темпераментом и чувством. Каратыгина — актера Александрийского театра — особенно привлекали роли исторических персонажей, легендарных героев — королей, полководцев, вельмож. Исполнительской манере П.С.Мочалова — премьера московской сцены — была свойственна бурная эмоциональность и экспрессия.
Появление в театральном репертуаре реалистической драматургии связано с именами А.С.Грибоедова («Горе от ума») и Н.В.Гоголя («Ревизор»). Произведения реалистического жанра настоятельно требовали коренного изменения актерского мастерства. Традиции игры классицистических трагедий (театральность актерского мастерства, выразившаяся в патетичности речи, искусственной изящной пластике) становились неуместными. Авторы реалистических драм уже призывали к изменению исполнительской манеры. Необходимость этого была очевидна и наиболее талантливым артистам.
Реформатором актерского мастерства стал великий актер, педагог и теоретик театрального искусства М.С.Щепкин (1788-1863). Господствовавшей тогда театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене натуральность, жизненное правдоподобие создаваемого образа. «Быть, а не казаться» — таково было кредо М.С.Щепкина. В ролях Щепкин передавал внутреннее движение души человека. Щепкин призывал актеров отказаться от традиционных штампов в «представлении» на сцене того или иного персонажа и воссоздавать реальные человеческие характеры. Лучшими ролями Щепкина стали Фамусов в «Горе от ума» и городничий в «Ревизоре». Новое направление сценического искусства, первоначально возникшее на сцене московского Малого театра и представленное творчеством Щепкина и его учеников, в 50-60-е годы XIX в. распространяется и на другие театры страны, прежде всего петербургские.
Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции. В Казани в начале века литературная жизнь была тесно связана с университетом. В 1806 г. в университете было создано Казанское общество любителей словесности. Это было первое объединение литераторов. Организатором его явился Нигмат Ибрагимов — педагог, поэт, переводчик, преподаватель латинского языка, российской словесности, арифметики и геометрии в Первой Казанской гимназии. В 1817 г. вышел альманах этого общества, в котором были представлены произведения 20 авторов.
Большим событием в культурной жизни Казани стал поиезд Л.С.Пушкина. Он встречался и беседовал с поэтом Е.А.Боратынским, писателем Э.П.Перцовым, с профессором К.Ф.Фуксом.
Идет развитие и татарской художественной литературы. Обратили на себя внимание современников лирико-эпические поэмы Г.Кандалыя под названием «Мулла и абыстай», «Сахибжамал» и др., в которых были даны образы типичных людей татарского общества. Большую роль в собрании и публикации произведений народного творчества сыграли М.Иванов, С.Кукляшев, М.Г.Махмудов. М.Махмудов и И.Халфин издавали на татарском языке произведения русских писателей.
В первой половине XIX п. в Казани на смену любительским спектаклям приходит профессиональный театр. В основном ставились пьесы народно-бытового и патриотического характера. Большой популярностью пользовались пьесы П.Плавильщикова «Бобыль», Я.Княжнина «Сбитеншик», «Мельник» и др. Крупным событием в истории Казанского театра явилась постановка в 1836 г. «Горя от ума» А.С.Грибоедова. В 1835 г в Казани был*.: построено новое деревянное здание театра. Здесь. кроме драматических, ставились балетные и оперные спектакли.
К середине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской литературы. Первая половина XIX в. — формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественный мысли.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование