Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » Литература » Зарубежная

Основные этапы творчества Теккерея.

Зарубежная В творчестве Теккерея можно выделить два больших этапа: первый – 1834 – 1848 -ой годы, второй – 1848 – 1863 -ий годы.
Наиболее плодотворным периодом в творчестве Теккерея были первые 14 лет его литературной деятельности (1834 – 1848). В это время искусство Теккерея как сатирика и реалиста непрерывно совершенствовалось, а реализм его углу***лся. Писатель выступал в различных литературных жанрах, много и плодотворно работал. Характер его творчества в 30 – 40-х годах определялся глубоким интересом к общественно-политической жизни его времени.

Став профессиональным журналистом, Теккерей в своих статьях, а также в очерках и сатирических стихах, помещавшихся в различных газетах и журналах, живо и чрезвычайно горячо откликался на важнейшие события современности как на родине, так и за ее пределами.
С позиций демократа и республиканца он обрушивался на те явления в общественной, политической и культурной жизни, в каких она так или иначе проявлялась. Будучи талантливым графиком, он сам иллюстрировал свои статьи и очерки злыми и меткими карикатурами, удачно дополнявшими и развивавшими литературный текст.
В статьях-памфлетах Теккерей в начале 30-х годов разоблачал режим Луи Филиппа (многие .из его статей были перепечатаны в «Парижских заметках», вышедших в 1840-ом году). В очерках и заметках он высказывал свои суждения о порядках в Великобритании. В 1842-ом году Теккерей создает памфлет «Лекции мисс Тикльтоби по истории Англии», в которых сатирическое осмысление получает официальное толкование истории. Это произведение было снабжено писателем великолепными злыми карикатурами, иллюстрациями, не оставлявшими ни малейшего намека на святость и порядочность законных монархов и аристократических особ. Цикл лекций печатался в журнале «Панч», но повествование было доведено лишь до Столетней войны, так как редактор журнала был, очевидно, несколько скандализирован слишком вольным обращением молодого автора с устоявшимися авторитетами национальной истории. Комментарии мисс Тикльтоби иногда воспринимаются как откровенные выпады самого Теккерея против коронованных особ, делавших историю: «Это войны, о которых так приятно читать у Фриссуара… но в действительности они не так приятны. Когда мы читаем, что королевский сын Черный Принц сжег 500 городов и деревень на юге Франции, опустошив всю округу и изгнав население Бог весть куда, вы можете себе представить, каковы были эти войны и что если они служили хорошей потехой для рыцарей и воинов, то для народа они были вовсе не так приятны».
Обращение к истории означало для Теккерея и более пристальное внимание к современным событиям, которые имели непосредственную связь с прошлым. Наследуя великие традиции Шелли и Байрона, Теккерей пишет «Книгу ирландских очерков» (1843). Это по существу отчет писателя и публициста, посетившего страну и делящегося своими грустными впечатлениями с современниками, которые плохо знают об истинном положении ирландского народа. Теккерей отмечает вопиющие случаи безработицы, нищеты, социальной несправедливости, которые он наблюдал в Ирландии, и называет причины недовольства ирландского народа объективными, указывая, что ирландцы хотят добиться соблюдения элементарных человеческих прав. Как и Диккенс, Теккерей составляет для себя политическую программу улучшения состояния дел в стране, предлагая укрепить положение среднего класса, который станет оплотом демократических свобод и будет способствовать устранению социального неравенства. Развитие политических событий в Англии и на континенте побуждает Теккерея к созданию сатирического произведения «История будущей французской революции» (1844). Это своеобразный футурологический памфлет – предсказание, действие которого отнесено к 1884 году; в шуточном изображении событий выступают сатирически острые зарисовки характеров претендентов на престол и взгляды автора на важнейшие политические и социальные проблемы.
Существенную роль в формировании взглядов молодого Теккерея сыграло его сотрудничество во «Фрэзерс мэгезин», где он регулярно печатал очерки об известных романистах. («Романы прославленных авторов»). Статьи Теккерея были насыщены наступательным духом, полны непримиримости по отношению к обличаемому противнику. Автор горячо отстаивал общественный смысл искусства, остроумно и зло полемизируя с теми писателями, которые пытались объявить искусство самоцелью.
Политические настроения и эстетические взгляды Теккерея нашли отражение в той борьбе, которую он повел с середины 30-х годов против реакционных направлений в английской литературе этих лет.
Голос торийской реакции, ненавистной Теккерею, звучал в 30-х годах в произведениях различного характера, но все они имели в конечном счете единый общественный смысл. Теккерей ополчался против писателей, выступавших как идеологи реакционных кругов английского общества после реформы 1832 года (уголовно-романтически произведения Бульвера и его школы, фальшиво приукрашавшие благородных разбойников; творения светских авторов «школы серебряной ложки» того же Бульвера и целой плеяды писательниц и поэтесс). Критически высказывался Теккерей и против политической ориентации «Молодой Англии», главой которой являлся в то время Дизраэли.
Свое отношение к романтизму, точнее, к романтической идеализации и преувеличениям, Теккерей изложил в знаменитой «Рейнской легенде» (1845). Объектом пародии становятся романы Дюма, в которых действуют герои, совершающие невероятные подвиги и распутывающие огромное количество тайн. Нарочито преувеличивая и героизируя похождения героев Дюма, Теккерей вступает в полемику с современной историографией, утверждающей результаты прогресса в разумной и просвещенной стране. Теккерей доказывает обратное – современная эпохи негероическая, а романтических героев не существует.
Эта пародия появилась тогда, когда школа В. Скотта была вытеснена его эпигонами и посредственными учениками, которые отдали дань историческому роману, нисколько не думая о невозможности механически переносить в другое время открытия и достижения Скотта.
Все антиреалистические произведения вызывали негодование молодого Теккерея. Поэтому он полемизировал с авторами так называемого ньюгейтского романа Бульвера и его учеников не только в своих публицистических очерках, но и в ряде пародийных произведений: «Катерина» (1840), «Убого благородная» (1840), «Карьера Барри Линдона» (1844) и др.
В этих произведениях Теккерей остро, едко и смело издевался над напыщенным, играющим на мелодраматических эффектах и ложной сентиментальности творчеством своих современников. Персонажи Теккерея этого периода являются подчеркнуто приземленными. В них нет ничего от роковых, загадочных, таинственных и привлекательных героев Бульвера и Дизраэли. Это жестокая и корыстная содержательница трактира Катерина Хейс, убившая мужа, чтобы вступить в более выгодный брак. Это Джордж Брандон (пародия на денди и светского льва), соблазнивший наивную и доверчивую Кэрри Ганн, дочь хозяйки меблированных комнат.
Самым крупным из пародийных произведений стал роман «Карьера Барри Линдона», по- своему значению далеко выходящий за пределы полемики с Бульвером и его школой.
Высмеивая сторонников «ньюгейтских» романов – приключений, Теккерей изображает похождения обнищавшего английского дворянина XVIII века Барри Линдона, выдающего себя за кавалера дю Барри.
Приключения Барри оказываются столь же неприглядны, как непригляден он сам – циник, лжец, обманщик и шулер, человек, лишенный каких-либо принципов. Барри высокомерно-презрительно относится к окружающим, он самоуверен и беспринципен, готов торговать своим титулом, оружием, родиной. В жизни он преследует только одну цель – достижение наибольшей выгоды и наибольших наслаждений, какой бы ценой это ни давалось. Его образ должен был вызвать отвращение к подобным личностям и учить видеть фальшь романтической их трактовки в литературе. Барри начисто лишен всяких романтических черт. Но в отличие от романтических героев он везде преуспевает.
Теккерей, упрекавший создателей «ньюгейтского» романа в том, что изображаемые ими события происходят вне всякой связи с общественной обстановкой, тщательно следит за типичностью тех обстоятельств, в которых выступает его герой, убедительно мотивирует как его характер, так и причину его успеха.
Барри Линдон – отпрыск обнищавшего дворянского рода Ирландии. Испорченность Барри – результат того воспитания, которое он получает в совершенно деморализованной семье. Причина этой деморализации – порабощение Ирландии и ее зависимое от Англии положение. Окруженный людьми глубоко испорченными, Барри с детства убеждается в силе денег, в том, что живет в эпоху, когда только деньги могут обеспечить счастье и успех.
Мальчишкой, убив на дуэли офицера и бежав из родных мест, Барри начинает свой жизненный путь среди солдат наемной армии Фридриха II, грабит и поджигает наравне со всеми участниками захватнических войн. Он не гнушается затем роли платного шпиона, проходит все ступени успеха за карточным столом в гостиных знатных особ и владетельных князей и, наконец, женится ради денег на богатой вдове. Умирает Барри от белой горячки в стенах долговой тюрьмы.
Теккерей рисует яркий сатирический образ человека, порожденного новыми буржуазными отношениями, верного эгоистической морали. Но в центре романа жизнь того общества, которое определило этот характер. Созревшее реалистическое мастерство писателя выступает в изображении захватнической семилетней войны, которую он называет бойней для народа. Сохраняя историзм в описании прошлого, автор создает образы, не теряющие своей обобщающей силы и для современности. Стилизуя свой рассказ под мемуары, он блестяще раскрывает общественную жизнь второй половины XVIII века и высказывает о ней свои суждения.
Аристократия на континенте Европы рисуется не менее продажной, чем аристократия Британских островов. Притом автор показывает, что перед деньгами рассыпаются в прах все старинные представления о чести и элементарные понятия о честности. «Карьера Барри Линдона» – первый роман Теккерея, где писатель выступает обличителем общества, в котором решающую роль играют деньги.
Являясь защитником правды в искусстве, Теккерей, как и Диккенс, считает, что писатели «обязаны, конечно, показывать жизнь такой, какой она действительно представляется им, а не навязывать публике фигуры, претендующие на верность человеческой природе, – обаятельных весельчаков-головорезов, убийц, надушенных розовым маслом, любезных извозчиков, принцев Родольфов, то есть персонажей, которые не существовали и не могли существовать». Теккерей выступает за реалистическую литературу, из которой пытается изгнать «фальшивые характеры и фальшивую мораль».
Ведя настойчивую и чрезвычайно целеустремленную полемику со своими литературными противниками, Теккерей также печатает сатирические повести, посвященные окружающей его жизни. В них писатель воплотил те представления о правдивом отражении действительности, которые защищал в своих публицистических статьях. «С моей точки зрения, – писал Теккерей в статье в 1845 году, лучшая тема романиста – изображение быта и нравов общества».
Так возникают «Записки Желтоплюша» (1837 – 1838), «Убого благородная» и «Дневник Кокса» (1840), «Бриллиант Хоггарта» (1841 – .1842), «Очерки Фитцбудля» и другие сатирические повести Теккерея, отражающие современность.
Писатель создает произведения разнообразных жанров. Но все они направлены против беспринципности, ханжества и проникнуты острым пародийным духом, что ведет к развенчанию псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действительности. Эти произведения Теккерея – своеобразная проба пера, но также и реализация писательских замыслов, подтверждающих правильность его позиции художника и гуманиста.
Крупнейшим из сатирических произведений, рисующих современность, становится до «Ярмарки тщеславия» «Книга снобов».
Серия очерков «Английские снобы» («Книга снобов»), в которых Теккерей-сатирик впервые назвал своим именем порок, осмеянный им в более ранних произведениях, подвела итог первому этапу в развитии художника.
На втором этапе своего творческого пути Теккерей пишет «Ярмарку тщеславия», которая считается вершиной творчества писателя. В дальнейшем он создает такие произведения как «Ньюкомы», «История Пенденниса», «История Генри Эсмонда», «Виргинцы» и др. Писатель все реже обращается к изображению современной ему жизни. После «Истории Пенденниса» и «Ньюкомов» – хроники одного английского семейства – автор обращается к обрисовке прошлого. Все эти произведения считаются достаточно значительным явлением в литературном процессе XIX века. И все же в историю английской литературы Теккерей прежде всего вошел как создатель «Книги снобов» и «Ярмарки тщеславия».

Дополнительно по данной категории

10.11.2009 - Повесть Флобера «Простая душа».
10.11.2009 - Роман «Госпожа Бовари».
10.11.2009 - Мировосприятие и эстетическая позиция Флобера.
10.11.2009 - Жизненный путь Флобера и основные этапы его творчества
10.11.2009 - Особенности развития французской литературы после 1848 года.
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование