Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » Русский Язык

Служебно-деловое общение. Особые виды речевого общения.

Русский Язык Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, которые помогают осуществить оптимальное общение, т.е. такое взаимодействие которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а так же для максимального раскрытия личности каждого.

На успешность общения влияют следующие факторы:
- внеязыковые (экстралингвистические) факторы: взаимоотношения между участниками, этические установки коммуникантов; характер, передаваемый информации, условия общения, национально-культурные традиции и т.д.;
- языковые и речевые факторы: специфика языка, на котором происходит общение; устная или письменная, монологическая или диалогическая форма общения, особенности жанра и стиля речи, степень реализации коммуникантов, а также многое другое.
Обстоятельства общения можно условно разделить на:
- внутренние: мотив, причина(ы), вызывающие это общение, психологическое или эмоциональное состояние коммуникантов;
- внешние: место, время, продолжительность, наличие или отсутствие непосредственного контакта и другие значимые условия общения.
На характеристику коммуникантов оказывает влияние и сфера общения (бытовая, профессиональная, учебная и т.д.). Чаще всего в зависимости от сферы общения ситуации различаются по степени их официальности, следовательно, и участники общения выступают в официальных или неофициальных речевых ролях.
Цели речи в первую очередь определяются направленностью общения либо на объединение, либо на отъединение. В соответствии с этими стратегиями общение носит конструктивный, гармонизирующий характер или не обладает им.
4 типа взаимодействия:
1. Псевдо-соответственное представляет собой псевдообщение, поскольку каждый партнер реализует свой внутренний план, не совпадающий с планами партнера.
2. Реактивно-соответственное. Этот тип взаимодействия характеризуется тем, что оба коммуниканта не имеет плана, реагируют на последние слова друг друга, как это происходит, например, при фатическом общении.
3. Асимметрично-соответственное взаимодействие предполагает наличие согласующихся целей и планов по их реализации у каждого из партнеров. Например, в научных дискуссиях.
Коммуникативные цели речи это цели, которые определяют выбор и организацию языковых и речевых средств.
Коммуникативная цель может быть как основной, так и дополнительной.
Результат речи определяется в первую очередь в зависимости от того, достигнута ли цель и насколько она достигнута. Результат может быть:
- положительным (полностью или частично);
- отрицательным (полностью или частично);
- нулевым.
В коммуникативном плане цели речи тоже имеют свои различия и особенности.
Цели речи могут различаться степенью выраженности:
Явная – это цель, которую формулируют в речи прямо.
Скрытая – это цель, которую прячут, скрывают или выражают косвенно.
Содержание речи – это ее суть, заключенная в речевую форму, а именно: стиль, жанр, письменную, устную форму речи и т.д.
Цель речи всегда связана с ее содержанием и входящей в него информацией. Если цель речи проинформировать, то информация становится главным ее содержанием. Если цель речи – поделиться чувствами, эмоциями, то их выражение сопровождается логической информацией о причинах или следствиях этих эмоций.
Информация переводится как изложение, истолкование, объяснение, тем самым подчеркивается, что информация всегда коммуникативно обусловлена. Она должна представлять новизну для адресата.
Этические и коммуникативные нормы существуют в разных речевых формах и формулах.
Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи.
Главными моральными ценностями считаются Истина, Добро, Красота, которые соответственно проявляются как критерии при оценке этичности и речевого поведения в целом.
Специфика этических норм состоит и в том, что они действуют не только для оценки готового высказывания, но и на всем протяжении речевой деятельности. Этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, цели, которые он ставит, средства, с помощью которых достигает эти цели, и оценку результата речи. Т.е. этичность тех действий, которые должны быть (могут быть) предприняты слушателем под влиянием данной речи.
Именно цели гармонического и эффективного общения оказывают ведущее влияние на формирование всех видов норм общения и коммуникативных норм в частности.
Главной коммуникативной нормой общего характера, определяющей весь процесс коммуникации, является установка на коммуникативное сотрудничество как следствие принципа кооперации
Вторым по значимости принципом можно назвать принцип целесообразности, которые проявляется относительно всех сторон общения.
Не менее важным принципом является принцип гармоничности общения, который проявляется как в плане гармонизации целей общения, так и в гармонизации средств достижения этих целей на всех уровнях речи. Принцип гармоничности в коммуникативных нормах выражается и в необходимости найти баланс между информативным и фатическим общением и т.п.
Среди общих принципов выделяется и принцип структурирования, который также пронизывает все общение: структурирование действует как на уровне выделения из всего потока общения определенных коммуникативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.
Существует два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи. Правильно построенная рамка позволяет организовать информацию так, чтобы структура отвечала «запросам» слушающего и соответствовала его установкам, представлениям.
Любая информационная цепочка, упорядочивая, связывая, организуя содержание, выполняет сразу две задачи:
1. помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника;
2. позволяет улучшить запоминание.
Речевой этикет – национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях вежливого контакта с собеседником.
Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т.д. Этикет – это предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определенное место в данном обществе, то он должен своим поведением (и речевым в том числе) оправдать ожидания этого общества.
Речевой этикет соотносится, прежде всего, с вежливостью. Вежливость – многоаспектное явление, в котором в разных ситуациях проявляется уважение к партнерам по общению.
Таким образом, речевой этикет служит более конкретным воплощением этических и коммуникативных норм. Уровень мастерства коммуниканта в этом отношении определяется, прежде всего, знанием этикетных формул и их значения и умения использовать эти средства уместно и адекватно.

Дополнительно по данной категории

04.10.2012 - Происхождение слова "накануне"
03.10.2012 - Происхождение выражения "ни кола"
14.11.2009 - Книжная и разговорная речь. Их особенности.
14.11.2009 - Публицистический стиль, его особенности, жанры, сфера реализации.
14.11.2009 - Официально – деловой стиль. Жанровое разнообразие, сфера реализации.
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование