Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » Русский Язык

Специфика общения по радио и телевидению.

Русский Язык Есть существенные различия в речевом поведении создающего устное или письменное высказывание, но есть различия и в восприятии устной и письменной речи адресатом. Письменный текст рассчитан на зрительское восприятие. Читающий текст может вернуться к наиболее трудным местам, отложить его, поразмышлять, обратиться к справочным пособиям, чтобы прояснить для себя что-то непонятное.

Слушающий устный текст, как и создающий его, работает сразу «начисто». Если не используется особые технические средства, то воспроизвести услышанное со 100%-ной точностью практически невозможно. Даже конспект услышанного не есть полное соответствие исходному тексту.
И, наконец, написанное сохраняется долго, тогда, как услышанное сохраняется лишь в памяти слушателей, а посему недолговечно.
Интонация помогает передать отношение говорящего, подчеркнуть наиболее важные моменты речи.
Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими легкими животными.
Высота голоса зависит от частоты кол***ий голосовых связок.
Сила голоса зависит от размаха кол***ий голосовых связок.
Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону добавочных тонов, возникающих в резонаторной части голосового аппарата.
Человек выражает голосом свои ощущения, чувства и мысли: крик, смех, плач, речь. Голосом также сопровождаются рефлекторные движения мышц гортани: чихание, кашель и т.д.
Пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи. Пауза - это продолжение разговора невербальными средствами.
Классификация пауз:
- синтаксические, соответствующие на письме знакам препинания.
- ритмические паузы организуют деление стихотворного текста на строфы, но характерны не для спонтанной, а для озвученной письменной речи.
- логические паузы отделяют речевой такт от соседних.
- паузы хезитации, обдумывания. В процессе этой паузы говорящий старается подобрать слово, сформулировать мысли, найти новый аспект для обсуждения.
- психологические паузы, несущие особую психологическую нагрузку. Сделав паузу в несвойственном ей месте, говорящий старается наполнить ее чувством.
- пустые паузы – мучительные и плохо воспринимаемые слушателями. Во время этой паузы говорящий вспоминает текст, который знает нетвердо.
Избыточность устной речи – не всегда оправданные повторы, уточнения, перифразы, связанные с тем, что говорящий не всегда четко может сформулировать мысль, вследствие чего ему приходится повторяться, добиваясь желаемого результата.
Лаконизм (экономия) речи связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста.
Самоперебивы, срывы конструкции – такая особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь сформулировать фразу другими словами.
Прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, т.к. обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово.
Общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публичного выступления, следующие:
1. Принцип краткости (достаточности).
2. Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему.
3. Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу.
4. Принцип результативности, т.к. каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен формулироваться словесно.
Обращение одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.
Виды заключений:
1. Подытоживающее повторение;
2. Призыв;
3. Интригующая концовка;
4. Обращение к аудитории;
5. Иллюстрированная концовка.
Методы изложения материала:
- Индуктивный способ – это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.
- Дедуктивный способ – такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов – к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.
- Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие.
- Концентрический и ступенчатый способы предполагают:
а) концентрический – наличие единого центра, которым является поставленная проблема, вокруг которого и располагается материал;
б) ступенчатый – последовательное изложение проблематики, переход, как по ступеням, от одного аспекта к другому.
- Исторический (хронологический) и пространственный способы. Первый способ используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т.п. Второй способ предполагает изложение материала.
- Тактический способ, который считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи.
Основные типы ораторов:
Рационально-логический тип. Эмоциональность этих людей внешне практически не проявляется, хотя это не значит, что она отсутствует полностью. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям, к строгой аргументированности.
Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи.
Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, т.к. одновременно достаточно эмоциональны и логичны.
Лирический или художественно-образный тип. Этих людей отличает глубокая эмоциональность, лиризм, острая впечатлительность, проникновенность, хотя в частных проявлениях люди этого типа могут существенно отличаться друг от друга.

Дополнительно по данной категории

04.10.2012 - Происхождение слова "накануне"
03.10.2012 - Происхождение выражения "ни кола"
14.11.2009 - Книжная и разговорная речь. Их особенности.
14.11.2009 - Публицистический стиль, его особенности, жанры, сфера реализации.
14.11.2009 - Официально – деловой стиль. Жанровое разнообразие, сфера реализации.
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование