Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Цивилизационный подход к изучению истории

История Цивилизационный подход в отличие от формационного не представляет собой единой концепции. В частности, современное обществознание не располагает даже единым опреде-лением понятия «цивилизация». Однако несмотря на то, что цивилизационный подход пред-ставлен разными научными школами и направлениями, использующими различные критерии в определении сущности цивилизации, этот подход в обобщенном виде может быть обозна-чен как концепция, интегрирующая в понятии цивилизации как единой саморазвивающейся системы все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса, такие как, например:

- природно-географическая среда обитания;
- биологическая природа человека и психо-физиологические характеристики этносов;
- хозяйственно-производственная деятельность;
- социальная структура общества (касты, планы, сословия, классы) и возникающее в рамках нее социальное взаимодействие;
- институты власти и управления;
- сфера духовного производства, религиозные ценности, мировоззрение (менталитет);
- взаимодействие локальных сообществ и др.
В самом общем виде цивилизационный подход выступает как объяснительный прин-цип, логическая направленность которого противоположна той, что мы видим в формацион-ном подходе. Если в структуре формаций, в соответствии с принципом экономического де-терминизма, явления духовного порядка выводятся из экономического базиса, то в структуре цивилизации, наоборот, экономические характеристики общества могут выводится из его духовной сферы. Более того, одной из базовых основ цивилизации, предопределяющей все другие её характеристики, как правило, считается именно тип духовных ценностей и соот-ветствующий ему тип личности (менталитет), которые, в свою очередь, предопределяются особенностями той или иной природно-географической среды.
Отцом цивилизационного подхода принято считать английского историка А. Тойнби (1889-1975). Однако в 1960-е гг. стали широко известны труды арабского историка и фило-софа Ибн-Хальдуна (ок. 1332 – ок. 1402), который пришёл к гениальным выводам, на столе-тие предвосхитившим взгляды создателей теории цивилизации. Так, он утверждал, что циви-лизация создается разделением труда между городом и деревней, торговлей, обменом, при этом развитие общества проходит через определённые исторические циклы; различие в обра-зе жизни людей, обществ, он связывал, главным образом, с географической средой их обита-ния.
Во всём многообразии подходов к определению сущности и содержания понятия «ци-вилизация», используемых сегодня в науке, можно выделить два главных принципиально отличающихся друг от друга значения этого понятия:
а) цивилизация как стадиальное явление в мировой истории;
б) цивилизация как локальное (региональное) явление относительно человечества в це-лом.
Если первый подход (стадиально-цивилизационный) базируется на признании нали-чия общемировой цивилизации и, соответственно, единой для человечества глобальной ис-тории как объекта научного изучения, то второй подход (локально-цивилизационный) связан с отрицанием общемировой цивилизации и мировой истории на основе утверждений о само-достаточном и самобытном характере развития замкнутых локальных цивилизаций.
Иногда принято считать, что первый подход, связанный с исследованием универсаль-ных стадиальных закономерностей глобальной истории, совсем не учитывает региональные отличия, в то время как второй подход, напротив, ориентирует лишь на локальную специфи-ку. Такое противопоставление двух подходов как сугубо интегрирующего и дифферинци-рующего исторический процесс нельзя абсолютизировать. С одной стороны, любая предла-гаемая в рамках первого подхода стадиальность мировой истории применительно к отдель-ным регионам может получать конкретно специфическое воплощение, поскольку хроноло-гические рамки и исторические формы всемирноисторических явлений всегда будут разли-чаться у разных стран и народов. С другой стороны, в рамках второго подхода создаются универсальные схемы, отражающие общие для всех цивилизаций стадиальные закономерно-сти развития.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование