Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Шумерские города-государства (6000-2300 гг. до н.э)

История Среди стран Передней Азии наиболее удобной для широкого развития земледельче-ского хозяйства была Месопотамия (Двуречье) – страна, лежащая между Тигром и Евфра-том, которые были её главными не только оросительными, но и транспортными магистра-лями.

Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и от-сутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.
Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклима-тизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в ди-ком виде. К местным растениям принадлежали кунжут, а также тамариск, из которого добы-вали сладкую смолу. В восточных горах водились овцы и козы, а в болотистых зарослях юга - дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты ры-бой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны уже в древности.
Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для разви-тия скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и примене-ния значительного труда в течение длительного времени.
Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего неолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных зем-ляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусствен-ного орошения. Подлинными её создателями были шумеры, пришедшие в Южную Месопо-тамию из восточных горных областей и давшие ей первоначальное название – Шумер, а так-же семитские племена Аккада – территории, расположенной севернее Шумера.
Значительное развитие сельского хозяйства, возникновение металлургии и распро-странение меновой торговли повлекли за собой рост производительных сил и потребность увеличении рабочей силы. Результатом этого было разложение древнего родо-общинного строя и возникновение на его развалинах древнейших рабовладельческих государств в III тыс. до н.э.
Первобытные формы хозяйства, охота и рыболовство пережиточно сохраняли некото-рое значение в экономике страны. Однако ведущую и прогрессивную роль играло сельское хозяйство, возникшее в силу естественных условий ещё в древнейшую эпоху и получившее своё дальнейшее развитие в III тыс. до н.э. На большую плотность населения указывает тот факт, что развалины крупных городов, как, например, Ларсы и Урука, находятся на расстоя-нии всего лишь 24 км друг от друга. Обширные луга и степи, простирающиеся к западу от Евфрата, давали возможность заниматься скотоводством. Короткорогие и длиннорогие быки содержались на подножном корму и получали прикорм зерном. Рабочим скотом пользова-лись при орошении почвы, пахоте и молотьбе, а также для перевозки грузов. Разводили и мя-со-молочный скот, дававший большое количество мясных и молочных продуктов. Очень широко был распространён мелкий рогатый скот, особенно курдючные и мериносовые овцы, а также козы различных пород. Для нужд транспорта пользовались быками и ослами. Ло-шадь появляется значительно позднее, очевидно, лишь во II тыс. до н.э.
Несмотря на то, что уже в глубокой древности в Месопотамии была создана густая сеть оросительных каналов, техника изготовления сельскохозяйственных орудий отличалась большой примитивностью и застойностью. Необычайное плодородие орошаемой почвы не требовало от человека особых усилий для её обработки, тем самым объективно тормозило развитие сельского хозяйства.
В Месопотамии уже с древних времён были известны различные виды хлебных зла-ков, среди которых первое место занимал ячмень. Наряду с ячменём была известна и полба, служившая главным образом для изготовления хлеба и пива. Культура пшеницы в Месопо-тамии была распространена меньше; стоимость пшеницы превышала вдвое стоимость полбы и ячменя. Наконец, возделывалась дурра (один из видов зернового растения сорго, известно-го в Азии и в Африке), сохранившаяся до настоящего времени на Востоке. Помимо различ-ных овощей и фруктовых деревьев крупное хозяйственное значение финиковая пальма, культура которой восходит к глубокой древности.
Наряду с сельским хозяйством в древнейшей Месопотамии получили развитие и ре-мёсла. Однако развитие ремёсел в значительной степени тормозилось отсутствием наиболее важных видов сырья. В южной части Месопотамии не было ни металла, ни достаточного ко-личества камня и дерева. Поэтому уже в древности здесь для замены этих недостающих ви-дов сырья стали пользоваться главным образом глиной и камышом. Глиной пользовались часто, заменяя ей дерево, камень и металл. Из глины, делали бочки, ящики, трубы, печи, оча-ги, печати, веретена светильники, погр***ьные ящики.
Важнейшими заменителями дерева в древней Месопотамии были камыш и тростник, различные виды которых в большом количестве растут в Двуречье. Камышом и тростником пользовались для изготовления различных плетёных вещей, в качестве строительного мате-риала, а также и при кораблестроении. Дерево встречалось в Месопотамии редко и чрезвы-чайно высоко ценилось.
Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых метал-лов, известных народам южной части Месопотамии, была медь. Несколько позднее появи-лась бронза. В середине III тыс. до н.э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, ме-теоритное. Железные изделия этого времени были обнаружены в очень небольшом количе-стве. Очевидно, железо в Месопотамии в эту эпоху было мало распространено. Его приходи-лось привозить из далёких областей Закавказья или из Малой Азии.
Необходимость получения из соседних стран различных видов недостающего сырья способствовала развитию довольно значительной внешней торговли. Шумеры привозили медь из Элама, Ирана и Ассирии, а дерево - из горных районов, лежащих к северу и востоку от Двуречья. Однако эта торговля была ещё весьма примитивной, поскольку имела меновый характер. В роли денег выступал скот и зерно. Впоследствии, с распространением металлов, значение денег приобретают металлические слитки.
С развитием производительных сил в шумерском обществе, с ростом производитель-ности труда появляется рабство. Первоначально даже в скрытой форме. Так, в шумерском кодексе, отцу разрешалось продавать в рабство своих детей, причём условия такой продажи записывались в особых документах.
Характерной чертой патриархальной семьи в древней Месопотамии является непол-ноправное положение женщины, усугубленное обычаем многоженства. Дочерей нередко продавали в рабство. Развитию рабства в сильной степени способствовала долговая кабала. Во многих документах фиксируются ссуды, в частности зерном, которые вынуждены были брать бедняки у богачей. Запутавшись в долгах, бедняк нередко становился жертвой ростов-щика. Ему угрожало неминуемое рабство.
Однако древнейшим и важнейшим источником рабства были войны, которые посто-янно вели между собой сперва родо-племенные союзы, а затем и отдельные города-государства Шумера, а также и более крупные государственные образования с соседними народами. Эти войны в первую очередь приводили к захвату большого количества пленных, обычно превращавшихся в рабов.
Имущественное расслоение внутри сельских общин, приводило к постепенному рас-паду общинного строя, что способствовало выделению из всей массы общинников неболь-шой группы рабовладельческой аристократии. Наряду с этим наименее обеспеченные слои общинников постепенно разорялись, превращались в бедняков и даже в рабов.
Уже в IV тыс. до н.э. на территории Шумера возникают города как хозяйственные, политические и культурные центры отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное по-литическое значение имел город Ур, который был центром сильного государства. Религиоз-ным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерским святи-лищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш, который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук.
К началу III тыс. до н.э. на территории Месопотамии появляются первые рабовла-дельческие государства, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою не-зависимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул патэси.
Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был центра-лизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывав-шиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их бы-ло обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности, обычно довольно тяжёлые. Главной формой хозяйства в эту эпоху было земледелие, основанное на искусственном оро-шении. Поэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функция организации и поддержания в порядке ирригационной сети.
Особого внимания заслуживает шумерское искусство и литература. Всего известно около ста пятидесяти памятников шумерской литературы. В их числе – стихотворные записи мифов, эпические сказания, свадебно-любовные песни, погр***ьные плачи, гимны в честь царей, поучения, назидания, басни, анекдоты, поговорки, пословицы. Из всех жанров литера-туры наиболее полно представлены гимны, выступавшие, как способ коллективного обраще-ния к божеству. Большое значение имели героические сказания, воспевавшие подвиги геро-ев, их дальние походы и приключения.
Теснейшим образом с мифологией и эпосом был связан пантеон богов. До конца III тыс. до н.э. не было единой систематизации, хотя имелось несколько обшешумерских бо-жеств: «владыка воздуха», «царь богов и людей» Энлиль (бог города Ниппура); владыка под-земных пресных вод и мирового океана Энки (бог города Эреду); бог неба Ан и богиня вой-ны и плотской любви Инанна (божества города Урука); лунный бог Нанна (покровитель го-рода Ур); бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование