Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.)

История Постоянная борьба между шумерским югом и семитским севером привёл к победе семитского севера. Саргон I, основатель государства Аккада, подчиняет себе Шумер и объе-диняет под своей властью значительную часть Месопотамии. В это время была значительно расширена и усовершенствована ирригационная сеть. Объединение Шумера и Аккада дало возможность регулировать в общегосударственном масштабе всю речную и оросительную систему. С целью укрепления торговли была установлена единая система мер и веса. В связи с развитием военного дела было организовано постоянное войско, состоявшее из 5400 вои-нов, которое стало ядром большой армии, находившейся в распоряжении аккадского царя и давшей ему возможность осуществить ряд крупных завоеваний.

При Нарам-Суэне, внуке Саргона, Аккад достиг своего наивысшего могущества. По-давив мятеж городов юга Месопотамии, недовольных возвышением Аккада, и тем укрепив свою власть в Месопотамии, он стал величать себя «могущественным богом Аккада» и пове-лел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Он вёл много успешных завоевательных войн, одержав ряд по-бед над царём Элама, над племенами, жившими на территории современного Северо-западного Ирана, а также подчинил город-государство Мари, расположенное в среднем те-чении Евфрата, и распространил свою власть в Сирии.
При преемнике Нарам-Суэна начался распад державы Аккада. Новому царю при-шлось вступить в длительную борьбу с наседавшими с запада амореями и одновременно противостоять нашествию гутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народ-ные волнения, причиной которых были острые социальные конфликты. Невероятно увели-чились размеры царского хозяйства, которое подчинило себе храмовое хозяйство и эксплуа-тировало труд безземельных и малоземельных аккадцев. Около 2170 г. до н.э. Месопотамия была завоёвана и разграблена племенами гутиев, живших в горах Загроса.
К 2109 г. до н.э. ополчение города Урука во главе со своим царём нанесло поражение гутиям и изгнало их из страны. Победив гутиев, претендовал на царствование над всем Шу-мером, однако вскоре владычество над южной Месопотамией перешло к городу Уру, где царская власть уже давно приняла деспотический характер. Царь был верховным судьёй, гла-вой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регистрировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все уголки государства.
Изгнание гутиев, переход господства в Междуречье к царям Ура и объединение ими всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботилось о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Особенного расцвета достигает крупное госу-дарственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хо-зяйство. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной сто-роны, зажиточных средних слоев, с другой стороны – разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля.
Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявше-гося царя. Ранее самостоятельные правители маленьких, почти независимых государств (па-тэси), превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные финансово-податные функции и в своей деятельности был тес-но связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, который устанавил нормы семейного права, наследования и усыновления, обеспечил регулирование многих вопросов, например, аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов.
Используя крупные хозяйственные ресурсы всей объединённой Месопотамии, цари Ура проводят энергичную завоевательную политику, целью которой является установление гегемонии могущественного Шумеро-Аккадского царства во всей Передней Азии. Своего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Шульги (2100-2042 гг. до н.э.), кото-рый совершает 9 походов против восточных горцев, завоёвывает страну Субарту и области, расположенные по верхнему течению Тигра, завоёвывает Сирию. Так образуется большое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возродившее прежнюю мощь Аккада. Внеш-ним выражением силы царей Ура являлся культ царя, ставший официальной религией.
Шульги, добившись своего обожествления, издал законы, свидетельствующие о раз-работанной судебной системе. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за при-вод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды чле-новредительства. При этом в отличие от более поздних Законов Хаммурапи, Шульги не ру-ководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возме-щения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных правовых актов.
Господство Ура было недолговечным. В борьбе с нашествиями амореев, двигавшихся с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно царство Ура всё больше ос-лабевало. Наконец, войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. После чего на развалинах Аккада образовались небольшие царства Исина и Ларсы.
Однако господство Ура не прошло бесследно для народов Передней Азии. Высокая и древняя шумерская культура оказала сильное влияние на культурное развитие этих народов. Шумерский эпос о Гильгамеше был переведён на хеттский и хурритский языки. Шумеро-аккадским богам поклонялись в странах, населённых хурритами и хеттами. Памятники шу-мерского искусства получили распространение в Ассирии. Шумерское право оказало силь-ное влияние на развитие права в Вавилоне, в Ассирии, Малой Азии и Палестине. Таким об-разом, культурное наследство древних шумеров, благодаря распространению его аккацами, было в значительной степени воспринято народами Передней Азии.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование