Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.)

История Ассирия занимала небольшую территорию в северной Месопотамии. По своему кли-мату Ассирия резко отличалась от других регионов. Осенью шли дожди, зима была недол-гой, но температура в декабре и январе нередко доходила до –14 градусов. Основным заня-тием населения было земледелие и скотоводство. Естественные условия позволяли населе-нию обходиться без крупных оросительных работ.

В отличие от Вавилонии Ассирия была бедной страной. Своим возвышением её пер-вая столица Ашшур была обязана выгодному географическому положению: здесь пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставля-лись в Вавилонию металлы (серебро, медь, свинец) и строительный лес, а также золото из Египта, а в обмен вывозились вавилонские продукты сельского хозяйства и ремёсел. Посте-пенно Ашшур превратился в крупный торгово-перевалочный центр. Наряду с ним ассирий-цы основали много колоний за пределами своей страны.
Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых путей Ассирии надо было иметь сильную военную власть. Поэтому организации военного дела в Ассирии уделя-лось особое внимание.
В конце IX в. до н.э. ассирийцы часто вторгались в Вавилонию и постепенно захвати-ли север страны. В 729 г. до н.э. Вавилония была захвачена полностью. Вавилонский царь стал править на правах вассального царя. Ассирия в это время становиться могущественным царством.
При Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н.э.) в Ассирийском государстве изменилось отношение к населению завоеванных территорий: его почти целиком стали переселять на разоренные ранее другие территории. На место угнанных жителей пригонялись переселенцы из другого захваченного Ассирией района. Только небольшая часть населения, которой Ас-сирия считала возможным в известной степени доверять, включалась в ассирийское посто-янное войско или просто оставлялась в прежнем положении. Завоёванные территории вхо-дили в состав Ассирии, а оставшиеся на месте или новые жители приравнивались к «людям Ассирии» или «людям страны».
Ассирийское государство, насильственно подчинив большую территорию, не имело достаточно сил, чтобы повсюду подавлять сопротивление масс рабов, если бы они были соб-раны в обширных хозяйствах. Местное население, среди которого расселялись пленные, то-же не было надёжной опорой для государства. Поэтому Ассирийское государство предпочи-тало расселять пленных небольшими разрозненными группами или даже семьями, по воз-можности объединяя в одном месте людей различного языка и происхождения. Но повсе-дневный надзор за такими группами работников, разбросанными по различным частям дер-жавы, рабовладелец осуществлять не мог, и поэтому им предоставлялась известная доля са-мостоятельности. Они не имели личной свободы, не были собственниками средств произ-водства (лишь иногда они имели для своих нужд небольшое количество скота, но и этот скот считался собственностью хозяина). Они должны были отдавать рабовладельцу большую часть продуктов своего труда.
Большинство пленных превращалось в государственных рабов, остальные продава-лись или раздавались частным рабовладельцам. Ряды рабов пополнялись не только за счёт пленных, но и за счет осуждённых, а также кабальных рабов, хотя долговое рабство имело меньшее значение, чем раньше.
Кроме рабовладельцев и рабов, существовали и лично свободные земледельцы, вла-девшие средствами производства. Однако и они в значительной своей части зависели от крупных рабовладельцев и должны были нести за них государственные повинности –строительную и воинскую. Строительная повинность, а частично и воинская, возлагалась и на переселенцев – рабов, но им не давали в руки оружия – они служили в обозе и являлись рабочей силой в сапёрных частях.
Особую роль в ассирийском государстве играло храмовое хозяйство. Храмы обладали большими участками земли и большим количеством рабов (иногда десятками тысяч). Число рабов пополнялось путём пожертвований от царя и частных лиц. Храмы не уплачивали об-щегосударственных налогов и не несли повинностей, напротив, они получали сами налоги со специально выделенных для этого земель.
Основная масса сельскохозяйственного населения, была связана внутри общины кру-говой порукой в несении повинностей и в уплате налогов; хотя рядовые общинники имели право владеть рабами, но в большинстве случаев рабов у них не было. В аналогичном поло-жении находились и ремесленники, они были обязаны платить налоги и выполнять повинно-сти. Ради выполнения этой обязанности ремесленники были организованы на военный лад – по десяткам, полусотням и «полкам».
Несмотря на внешние успехи, положение Ассирийской державы не было прочным. Во всей жизни населения Ассирийской державы сказывалось глубокое имущественное расслое-ние. Быт рабовладельческой знати стал значительно отличаться от быта ее предшественни-ков времён Хаммурапи и ещё более ранних периодов.
Все трудовое население державы платило налог сельскохозяйственными продуктами, металлом и скотом и привлекалось к разнообразным царским повинностям  строительным, дорожным, оросительным. Часть людей привлекалась в армию в качестве рекрутов, а в слу-чаях особо серьёзных походов всё лично свободное население, способное носить оружие, призывалось в ополчение; в обоз и сапёрные части призывались и рабы. Постоянные тяготы поборов и военных походов были крайне обременительны для жителей самой Ассирии. Со-став ассирийской армии всё в большей степени пополнялся воинами из покорённых народов, что со временем сказалось на её боеспособности. Ассирийская рабовладельческая держава была создана силой оружия, держалась главным образом силой оружия и постоянно нужда-лась в новых военных победах.
Около 660 г. до н.э. Ассирия находилась на высоте своего могущества, она даже при-обрела Египет. Но, начиная с этого времени, нарастают события, которые затем привели Ас-сирию к быстрой гибели.
В пределах Ассирийской державы не было недостатка в людях, желавших ее уничто-жения. Народы Передней Азии считали своими главными врагами ассирийскую знать (адми-нистрация жречество), военщину и городских купцов  маленькую группу людей, наживших неслыханные по масштабам того времени богатства и эксплуатировавших в своих интересах всё остальное население Ближнего Востока.
Однако постоянные военные успехи Ассирии вели к тому, что внешняя опасность стала недооцениваться господствующим классом, в то время как раздоры между его отдель-ными группировками усилились. Ассирийская армия, была переполнена чужеродными эле-ментами, навербованными из среды всевозможных покорённых народов, что не могли не подрывать её боеспособности.
С другой стороны, длительная борьба с ассирийцами содействовала накоплению бое-вого опыта у их противников. Совершенство военной организации и вооружения, высокая техника осадного дела не могли долго быть монополией одних только ассирийцев. Вавило-няне, урарты, мидяне, эламиты усвоили ассирийскую тактику и военную технику. Важное значение имело появление в Передней Азии конно-стрелковых отрядов киммерийцев и ски-фов с их особой тактикой. Теперь для падения Ассирии был необходим лишь достаточно мощный военный союз ее противников.
В 626 г. до н.э. престол Вавилонии, который до тех пор занимал ассирийский ставлен-ник, захватил халдейский вождь Набопаласар. К этому времени Ассирийское государство утратило контроль над большинством отдалённых от него областей. Ассирия терпит ряд во-енных поражений: в 615 г. до н.э. мидяне захватили Ашшур, в 605 г. до н.э. у Каркемиша ас-сирийские войска были окончательно разбиты вавилонянами.
Так окончилось существование Ассирийской державы. С этого времени Ассирия больше никогда не играла прежней политической роли. Ассирийский народ не был, однако, уничтожен в ходе разрушения Ассирийской державы. Потомки ассирийцев продолжали жить на тех же местах, но родной их язык (ассирийский диалект аккадского), с которым уже и раньше успешно соперничал широко распространённый в Ассирийской державе арамейский, был теперь полностью им вытеснен. Ассирийцы влились в общую массу арамеев.
В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высоких кирпичных платформах; все постройки сооружа-лись из сырцового кирпича (обожженный кирпич и камень применялись, и то далеко не все-гда, лишь для облицовки). Так как сырцовый кирпич – материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя баш-нями по бокам. Стены зданий были глухие, комнаты, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, нака-том; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной кон-струкции, чем в Вавилонии.
Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Широко применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно известны ассирийские рельефы. Они высекались на больших ка-менных плитах, которыми облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов. Обычай изготовления рельефных плит был заимствован из Митанни или от хеттов; вообще в изобразительном искусстве Ассирии имеется множество элементов, восходящих к хурритскому и хеттскому искусству. Несмотря на то, что в изобразительном искусстве дос-тижения ассирийцев были сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на официальное искусство более позднего государства того же типа  Персидской державы.
Идейное содержание как искусства и литературы, как и в других странах древнего Востока, определялось религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и гроз-ных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги «свои» и «чужие», однако и «чужие» боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, ца-рём богов; мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию.
Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Мардуком. Религиозные пред-ставления опутывали каждый шаг ассирийцев. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.

Исторические личности:
Асархаддон (680-669 гг. до н.э.) – царь Ассирии; восстановил разрушенный Вавилон, вернул ряду городов привилегии.
Ашшурбанапал (669-633 гг. до н.э.) – царь Ассирии; вёл борьбу за сохранение Асси-рийского государства.
Набопалассар (624-604 гг. до н.э.) – вавилонский царь, в 626 г. до н.э. провозгласил независимость Вавилонии от Ассирии, в союзе с мидянами вёл войну с ассирийцами, завер-шившуюся гибелью Ассирии.
Навуходоносор (XII в. до н.э.) – вавилонский царь, при котором происходит укрепле-ние вавилонского государства; разбит ассирийцами.
Нарам-суэн (2238-2202 гг. до н.э.) – царь Аккада; при нём страна достигла своего наи-высшего могущества; разгромил коалицию Шумера, вёл войны с Эламом и кочевыми наро-дами Ирана.
Саргон (XXIV в. до н. э.) – царь, основавший аккадское государство.
Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н.э.) – царь Ассирии; при нём Ассирия приступила к завоевательной политике; разгромил Дамасское и Израильское царства, Аравийские кня-жества.
Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – царь, именем которого связывают возвышение Вавилона.

Ключевые даты:
VII-IV тыс. до н.э. – образование небольших государств на юге Месопотамии.
III тыс. до н.э. – образование государств Шумера и Аккада.
2000-1200 г. до н.э. – Вавилонский период.
1792-1750 гг. до н.э. – объединение Месопотамии царём Хаммурапи.
1741-1165 гг. до н.э. – Касситская династия.
XVI в. до н.э. – возникновение Ассирии.
1200-700 гг. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.
689 г. до н.э. – разрушение Вавилона ассирийцами.
700-600 гг. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.
539 г. до н.э. – завоевание Вавилона персами.
336 г. до н.э. – завоевание Междуречья Александром Македонским.

Основные понятия:
Аккад – город-государство в Южной Месопотамии, один из древнейших центров Ва-вилонии.
Амориты – семитичное племя, выходцы из Аравии; ок. 2024 г. до н.э. в союзе с эла-митами разгромили государство Ура.
Гутии – кочевое племя, захватившее около 2200 г. до н.э. Аккад и правивее им более ста лет.
Гильгамеш – шумерский и аккадский мифоэпический герой.
Зиккурат – название древнейшей ступенчатой храмовой башни.
Касситы – одна из групп горных племен, появились на границах Месопотамии после смерти Хаммурапи
Клинопись – способ письма путём выжимания на глине комбинаций клиновидных чёрточек; впервые появился в Шумере.
Хетты – общее название племён и народностей, населявших центральную и восточ-ную части Малой Азии и северную Сирию.
Шумер – область и государство в Южной Месопотамии.
Элам – государство на юго-западе от Шумера.

Источники:
Законы Хаммурапи (извлечение):
…Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит…
…Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит…
…Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для ту-шения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь…
…Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был не-радив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборо-нить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля…
…Если человек открыл воду, и вода затопила работу, произведенную на поле его со-седа, то он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади…
…Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода…
…Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена…
…Если человек захочет оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она при-несла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить…
…Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она не дала ему иметь сына и он захочет взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу и ввести ее в свой дом, но эта наложница не должна равняться с бесплодной женой…

Среднеассирийские законы (извлечение):
… Если женщина — жена ли человека, дочь ли человека — вошла в храм и украла из храма нечто, принадлежащее святилищу, и она была поймана с поличным, то, уличат ли ее под клятвой, или докажут ее вину иным способом, поличное у нее должны забрать и во-просить божество. Что оно повелит ей сделать, так с ней и должно поступить…
…Если женщина подняла руку на мужчину и была в том уличена, она должна уп-латить 30 мин олова, и ей должно дать 20 палочных ударов…
… Если женщина живет еще в доме своего отца, а муж ее умер, то все брачные да-ры, которые ее муж надел на нее, могут забрать сыновья ее мужа, если они есть. Если же сыновей ее мужа нет, она сама их заберет…
…Если человек отвергает свою жену, то, если он пожелает, он может дать ей что-нибудь; если не пожелает, может не давать ей ничего, она уйдет ни с чем…
… Если человек на чужой пустоши посадил сад, либо вырыл колодец, либо вырастил овощи или деревья, и его в том клятвенно обвинили и уличили, то, когда придет хозяин поля, он может забрать сад вместе с его плодами…

Список рекомендуемой литературы:
1. "Вариации прекрасного". Мировая художественная культура / Рабочая тетрадь. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Аз", 1997. - 136 с.
2. Древние цивилизации / С.С.Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзимба и др.; Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - 479 с.
3. Религия в истории народов мира. Изд. 3-е, испр. и доп. / С.А. Токарев. - М.: По-литиздат, 1976. - 575 с.
4. Тайны богов и религий / Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. - М.: Вече, 1999. - 576 с.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование