Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Современная Индия: формирования модернизационного вектора

История Из европейцев первыми достигли Индии португальцы в 1498 г. Закрепившись на Малабарском берегу, португальцы начали экспансию на восток и запад, вытеснили купцов-мусульман и на целое столетие утвердили свою монополию в индийских морских водах. В начале XVII в. в Индии появились голландцы, французы и англичане. Основание Мадраса в 1639–1640 гг., предоставление Ост-Индской компании в аренду Бомбея в 1668 г. и осно-вание Калькутты в 1690 после четырехлетней войны с наместником Моголов в Бенгалии – таковы основные вехи на начальном этапе покорения Индии англичанами. Из Индии в Ев-ропу вывозились в основном хлопчатобумажные ткани, индиго, селитра, сахар и шелк. В обмен ввозились предметы роскоши, пользовавшиеся спросом при дворах раджей: зеркала, люстры, экипажи, породистые собаки и серебро. Процесс английских территориальных за-воеваний завершился в первой половине XIX в.

В 1850-х гг. нестабильность, обусловленная быстрой территориальной экспансией иноземцев и внедрением чуждых систем управления и образования, явилась причиной сильных волнений среди индийских солдат, например, Индийского восстания 1857–1859 гг. (восстания сипаев).
Во второй половине XIX в. в Индии происходят изменения, способствовавшие её экономическому, культурному и политическому развитию. Развитие железнодорожного транспорта, почтовой службы и появление телеграфа способствовали формированию внут-реннего рынка, а открытие Суэцкого канала (1869 г.) обеспечило связь с остальным миром. Стали выпускаться местные газеты, была создана система местного самоуправления, в рамках которой были сформированы муниципальные и сельские выборные учреждения, были открыты Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский университеты, индийцы получили право занимать высокие должности в государственном аппарате, в 1885 г. была создана организация Индийский национальный конгресс.
К концу XIX в. Индия встала на путь промышленного развития (производство чая, джута, добыча угля, черная металлургия, хлопчатобумажное производство).
Политическое развитие не могло охватить в равной степени все общины страны. Для индуистов появление англичан означало смену «хозяина». Прежде они подчинялись мусульманским императорам, теперь смогли адаптироваться к новой власти. Напротив, мусульмане встретили изменения враждебно и не стремились осваивать английский язык. Лидер исламской общины Саид Ахмад-хан призвал единоверцев держаться в стороне от Индийского национального конгресса, но приобщаться к английской системе образования. Мусульмане ощутили потребность в создании собственной политической организации, и в 1906 г. для защиты прав исламской общины была основана Мусульманская лига.
В 1909 г. был принят закон о раздельных выборах для индусов и мусульман в граж-данские представительные органы Индии разного уровня. В 1916 г. был заключен пакт, по которому индуистская и мусульманская общины согласились вести согласованную поли-тику, направленную на скорейшую реализацию принципа самоуправления, с тем, чтобы создать в итоге представительное правительство в Индии как составной части Британской империи.
И хотя английское правительство проводило политику предоставления дополни-тельных прав индийцам в управлении страной, в их среде стали расти радикальные на-строения в пользу достижения Индией полной независимости. Индийский национальный конгресс начал движение за отказ от сотрудничества с властями в форме гражданского не-повиновения и полный выход из Британского Содружества.
При этом усилился раскол между индусами и мусульманами. Лидер Индийского на-ционального конгресса Махтама Ганди, отверг требования мусульман и других мень-шинств на создание религиозно-общинных избирательных курий, идею которых отстаивал лидер мусульман Мухаммед Али Джинна в связи с притеснением членов исламской кон-фессии в областях, где индуистское население составляло большинство. В 1940 г. Мусуль-манская лига жестко сформулировала предложения о разделе страны.
В 1946 г. Англия добивается формирования в Индии временного правительства с участием членов Конгресса и Мусульманской лиги. Лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру возглавил временное правительство, а лидер Мусульман-ской лиги Лиакат Али Хан занял пост министра финансов. Однако межобщинные споры зашли слишком далеко. В Калькутте непосредственно перед утверждением временного правительства произошла кровавая резня, а несколькими месяцами позднее аналогичные трагические события случились в Пенджабе.
В 1947 г. британским парламентом был принят Закон о независимости Индии, в ко-тором излагались принципы раздела страны, при этом ряду областей предоставлялась воз-можность определиться – вступать в Индийский Союз или Пакистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Британского Содружества.
Сразу после обретения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедентные столкно-вения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение му-сульман в Пакистан, а индусов в Индию. К межобщинной неприязни и столкновениям до-бавились экономические и политические трудности, вызванные разделом. Железные и ав-томобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственны-ми границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управ-ления страной и безопасности граждан.
В 1950 г. Индия была провозглашена республикой. В конституции 1950 г. были за-креплены достигнутые успехи за время независимого развития страны. Относительно про-стая процедура внесения поправок в конституцию на основе решений большинства в пар-ламенте расширяла возможности дальнейшего осуществления реформ.
При Дж. Неру промышленная политика ориентировалось на создание смешанной экономики и открывало перспективы для сотрудничества с частным капиталом, хотя в 17 ведущих отраслях допускалась только государственная собственность (оборонная про-мышленность, черная металлургия, тяжелое машиностроение, добыча полезных ископае-мых и др.). Курс на стимулирование развития промышленности сочетался с политикой ре-форм в аграрном секторе. С 1953 г. началась реализация программы общинного развития, ставившей задачу организации сети учреждений по распространению в деревне передового сельскохозяйственного опыта, а также создание на селе кооперативных объединений.
Правительство стояло перед проблемой достижения компромисса в вопросе о реор-ганизации территориально-административного деления на лингвистической основе. Когда в 1956 г. на базе доминирующих языков были образованы 14 штатов, проявилось недо-вольство других этнических общин, выразившееся во второй половине XX в. в их борьбе за образование отдельных штатов.
Экономика постепенно становилась зависимой от финансовых поступлений из-за рубежа, особенно когда на страну легло дополнительное бремя расходов в связи с войнами с Китаем и Пакистаном в 1960-е гг. Премьер-министр страны Индира Ганди (1966–1977 гг. и 1980–1984 гг.) проводила политику, ориентированную на помощь бедным слоям населе-ния. Популярность премьер-министра достигла апогея в 1971 г. в результате победы в третьей индо-пакистанской войне. Индия оказалась на доминирующих позициях в Южно-азиатском регионе. В 1974 г. она провела ядерные испытания, продемонстрировавшие воз-росшую военную мощь страны.
В 1970-80-е гг. в Индии проводился курс на либерализацию экономики и рост эко-номических показателей при отказае от дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу. Активизировался внешнеполитический диалог Индии с Пакистаном и Китаем. В 1990-е гг. начались экономические реформы, призванные модернизировать производст-венную и научно-техническую базу страны. Значительной была деятельность правительст-ва по предотвращению межобщинных и межэтнических столкновений.
Проведенные Индией ядерные испытания осложнили ее отношения с большинством государств мира. В современной неустойчивой обстановке фактором стабильности остает-ся фигура президента, которым в 1997 г. впервые в истории страны был избран представи-тель бывшей касты «неприкасаемых» К.Р. Нараянан, ранее занимавший пост вице-президента при Ш.Д.Шарме, который принадлежал к касте брахманов.


Исторические личности:
Ашока (273-236 гг. до н.э.) – царь из династии Маурья, один из наиболее известных государственных деятелей Др. Индии.
Бабур (1483-1530 гг.) – основатель государства Великих Моголов, потомок Тимура (Тамерлана); завоевал большую часть Северной Индии.
Бимбисара (554-493 гг. до н.э.) – царь государства Магадха; укрепил и расширил Ма-гадху, которая при нём превратилась в ведущее государство Северной Индии.
Будда – имя данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 г. до н.э.), принцу царского рода в Северной Индии.
Гупта – династия, правившая в Сев. Индии с конца III в. до последн. четв. VI в.
Индира Ганди (1917-1984 гг.) – премьер-министр Индии в 1966-1977 гг., 1980-1984 гг; дочь Дж. Неру, один из лидеров партии Индийский национальный конгресс (ИНК); убита террористами.
Канишка (78-123 гг.) – царь Кушанского царства; подчинил всю Сев. Индию; его правление совпадает с расцветом экономики и культуры Сев. Индии и Ср. Азии.
Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948 гг.) – один из лидеров индийского националь-но-освободительного движения, его идеолог; непосредственно руководил борьбой за незави-симость, после завоевания Индией независимости (1947 г.) выступил против начавшихся ин-до-мусульманских погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации; прозван в народе Махатмой («Великой душой»).
Самудрагупта (ок. 330-380 гг.) – правитель государства Гуптов; при нём империя включала почти всю Северную Индию.
Чандрагупта I Маурья (ок. 332-300 гг. до н.э.) – правитель Северной Индии, основа-тель государства Маурьев; после ухода Александра Македонского возглавил борьбу индий-цев против македонцев.
Чандрагупта II Викрамадитья (ок. 380-415 гг.) – правитель империи Гуптов в пору её расцвета, когда Границы империи простирались от Бенгальского залива, до Аравийского мо-ря.

Ключевые даты:
III-II тыс. до н. э. – древнейшие города в Мохенджо-Даро и Хараппа.
Конец II тыс. до н.э. – заселение Северной Индии племенами ариев.
Нач. I тыс. до н.э. – возникновение в долине Ганга государств Магадха и Кошала.
326 г. до н.э. – поход Александра Македонского в Индию.
184 г. до н.э. – конец династии Маурьев.
712 г. – завоевание мусульманами Синда и Мультана.
1206 г. – образование Делийского султаната.
1222 г. – первое вторжение монголов в Индию.
1498 г. – открытие морского пути Васко да Гамы в Индию.
1857-1859 гг. – восстание сипаев
1947 г. – предоставление Индии независимости.

Основные понятия:
Арии – индоевропейские племена населявшие Древнюю Индию.
Веды – древнейший памятник индийской религиозной литературы; состоит из 4 сбор-ников (самхит): Ригведа, Самавета, Яджурвета, Атхарваведа.
Гана – общее название древнеиндийских племён, часто встречается для обозначения разного рода объединений корпоративного типа.
Гандизм – социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное М. К. Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения; ос-новывалось на принципах: достижение независимости мирными, ненасильственными сред-ствами, путем вовлечения в борьбу широких масс; идеализация старины, апелляция к рели-гиозным чувствам; борьба с кастовым неравенством
Даса – в Древней Индии название рабов.
Дравиды – название народов проживавших на территории полуострова Индостан до прихода туда арийских племён.
Индуизм – одна из мировых религий сложившаяся на территории Индии.
Махабхарата – древнеиндийская эпическая поэма, рассказывающая о борьбе за пре-стол потомков царя Бхараты с их ста двоюродными братьями.
Каста (варна) – замкнутая, эндогамные группы людей, связанные единством наслед-ственной профессии.
Рамаяна – древнеиндийская эпическая поэма, рассказывается о походе на остров Лап-ку (Шри-Ланка) царя Рамы с целью освобождения своей жены Ситы, захваченной злым де-моном Равапом.
Санскрит – древнеиндийский язык.

Источники:
Джармашастра Ману (Законы Ману) (извлечение):
«…Кто овладеет знаниями Веды без разрешения учителя, тот виновен в краже Ве-ды; он низвергается в ад…
…Тот дваждырождённый, который, не изучив Веду, прилагает старание к другому делу, уже при жизни идёт вместе с потомками к состоянию шудры…
…Ради средств к существованию не следует вести себя как обычные люди; надо вести жизнь брахмана – прямую, честную, чистую…
…Безукоризненное потомство у людей производится о дезукоризненных браков, достойное осуждение – от достойных осуждения, поэтому нужно избегать форм брака дос-тойных осуждения…
…Гость, пришедший после заката, не должен быть выгнан домохозяином; вовремя он пришёл или не вовремя, пусть он в его доме не пребывает ненакормленным».

Джармашастра Яджнававалкьи (извлечение):
«При расхождении следует предпочесть показания большинства, а при равенстве тех, кто выделяется своими достоинствами…
…Если кто-либо заключает по своему желанию двухстороннее соглашение, следует составить документ со свидетелями. Первым в нём должно быть указано имя кредитора…
…Если кому-то нанесли удар без свидетелей, судебное дело следует рассматривать с учётом знаков (следов) обстоятельств и людских толков, нос опасением, что он сам нанёс себе ложные знаки».

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование