Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. до н.э.).

История Рубежным этапом цивилизационного развития Юго-Восточной Азии стало появление государства Шан (Инь), отличающейся практикой строительства городов с пышными двор-цами и храмами. К этому времени успехи в гончарном деле уже привели к открытию метал-лургии.

Первые урбанистические центры представляли собой комплексы родственно-соседских общин. Такие города-государства строились по определенному плану, с наличием дворцово-храмового комплекса, с ремесленными кварталами и бронзолитейными мастер-скими. Среди них исключительное место занимает Аньян или Великий город Шан. Он стоял во главе довольно крупного этнически однородного конгломерата городских обществ, кото-рый по имени правящей династии получил название Шан-Инь. Административно-политическая структура достаточно быстро сложившегося Шанского государства подразде-лялась на три неодинаковых части. Первая внутренняя, столичная, где находился всевласт-ный правитель ван, обладающий чрезвычайными военными полномочиями, функциями вер-ховного жреца, а в особых случаях организатора производства. И хотя его власть ограничи-валась советом старейшин, состоящим из родоначальников и племенных вождей, а также на-родным собранием, ван выступал в качестве символа сакрального единства шанской общно-сти. Титул Ван символизировал три сферы мироздания: подземное царство, землю, небо и волю государя, пронизывающую их. Ван считался всемогущим, посредником между миром земным и миром небесным.
В столичном центре располагались дворцы и мастерские, амбары, склады и казармы. Помимо вана здесь жили его приближенные, чиновники, воины, ремесленники. Эту внутрен-нюю территорию окружали большие поля и охотничьи угодья, которые как бы отделяли ее от второй части Шанского государства – промежуточной. Здесь располагались владения вас-салов вана, которые прикрывали столицу от набегов варварских племен. Далее располагалась третья, внешняя часть города-государства, населенная нешанскими племенами, взаимоотно-шения с которыми варьировались от союзнических до откровенно враждебных. Именно эта территория являлась полем взаимодействия Шанского общества с варварским миром племен, не только воевавших с шанцами, но и перенимавших у них немало ценных цивилизационных нововведений.
Достижения Шанского общества создавалась усилиями 150-200 тысяч человек, вед-ших оседлый образ жизни. Земледелие здесь не знало искусственного орошения, так как муссонные ветры приносили достаточное количество осадков для таких культур как просо, пшеница, чумиза, гаолян (сорго). Все усилия были направлены скорее на дренирование из-лишней влаги и защиту полей от стремительных паводков с помощью сооружаемых дамб, гигантских обводных стен и каналов. Кроме злаков выращивали садово-огородные культуры и тутовое дерево для разведения шелкопряда. Скотоводство, как жизненно важный для шан-цев вид хозяйственной деятельности, включало основной набор домашних животных овцы, быки и упряжные лошади. Стычки с соседями из-за пастбищ были обычным явлением. Важ-ным подспорьем в получении продуктов питания выступали рыбная ловля и охота в богатых птицей, крупной и мелкой дичью лесах Древнего Китая.
Для Шанского общества характерно обособление ремесла от земледелия и территори-ально, и организационно. Возможно, в особую профессию выделилось ремесло медников, каменотесов, оружейников, мастерские которых были сосредоточены в пригородных кварта-лах. Получило развитие монументальное строительство, в частности, градостроительство, которое контролировалось ваном и обеспечивалось значительными материальными и чело-веческими ресурсами.
Поразительных успехов шанцы добились в бронзолитейном производстве, в частно-сти в изготовлении предметов вооружения (копья и наконечники стрел), орудий труда (тесла, топоры, ножи, мотыги), деталей колесниц и сосудов ритуального назначения. Высокохудо-жественные бронзовые сосуды украшались художественными рельефами и красочно орна-ментировались. Среди мотивов преобладал животный орнамент (дракон, цикада) и запол-няющий целиком поверхность сосуда геометрический узор из меняющих направление ли-ний.
Регулярная торговля привела к появлению средства платежа, которым служили рако-вины каури или их бронзовые имитации. Чтобы было удобнее их носить, в раковинах делали отверстия и нанизывали на нить. Став мерилом стоимости, раковины в дальнейшем превра-тились в символ драгоценной вещи, символ богатства.
Шанское общество было сильно милитаризованным, так как война для него была нормой жизни. Десятитысячная армия Шанского государства состояла из воинов-профессионалов, обеспеченных прекрасной бронзовой амуницией, а также из военных под-разделений конницы и колесниц, запряженных парой лошадей. Армия требовала четкой ор-ганизации, которую осуществляли начальник границ, начальник гарнизона, служитель лоша-ди и другие военные должностные лица. Войны велись в основном ради захвата добычи ско-та, зерна и особенно пленных, которых затем использовали для массовых жертвоприноше-ний.
Военный настрой шанского общества сказался и на его социальной структуре, которая включала группы противостоящие друг другу и по социальному статусу и по степени мате-риальной обеспеченности. Выделялось несколько кланов, близких к дому вана, который опирался не только на своих сородичей, но и на отдельных глав племен, находившихся в его номинальном подчинении, которым жаловались различные почетные титулы. Сформировал-ся и разветвленный бюрократический аппарат, состоящий из высших администраторов, низ-ших чиновников, распорядителей и лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту.
Важную роль в сплочении шанцев играла обрядная культовая практика. Представле-ния о переселении души после смерти, обряды, связанные с этим культом рассматривались как важнейшее средство обеспечения благополучия общины. Шанцы уделяли огромное вни-мание обряду общения с умершими ванами, которые были наиболее признанными и уважае-мыми божествами.
В ритуальных пиршествах, сопровождавших жертвоприношения, участвовало все взрослое население Шанского города-государства. Жертвы приносились верховному богу Шанди, местным божествам, умершим правителям, их женам, сестрам, высокопоставленным чиновникам и т.д. Посредством жертвоприношения и обращения к оракулу верховный пра-витель устанавливал связь с божеством. Свои просьбы и пожелания шанцы записывали на специально обработанных гадательных костях. Надписи достаточно лаконичны и строились по принципу: вопрос-ответ-предсказание. Здесь же содержалась дата гадания, имя гадателя и примечание, совершилось или нет предсказание.
В практике ритуальных гаданий рождалась древнейшая пиктографическая (картин-ная, рисунчатая) письменность. Она стала прообразом современной китайской иероглифиче-ской письменности, ставшей ключом к ее дешифровке.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование