Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.).

История Очередной виток цивилизационного развития Древнего Китая связан с эпохой дина-стии Чжоу.. На реке Вэй, притоке Хуанхэ, к западу от Шанского государства обитало воин-ственное племя чжоу. Создав мощный союз племен, чжоу на рубеже II-I тыс. до н.э. завоева-ли шанцев и утвердили свое господство в бассейне Желтой реки. Чжоуский правитель У-ван, в 1027 г. до н.э. в битве при Муе одолел войско последнего шанского вана Чжоу Синя, окон-чательно победив великий город Шан. На смену Шанскому государству приходит государ-ство Чжоу, в развитии которого традиционно выделяется два этапа: Западное Чжоу (XI в.- 771 г. до н.э.) и Восточное Чжоу (771-221 гг. до н.э.).

После свержения власти Шан во главе нового государственного образования встали чжоуские правители. И хотя они приняли титул ван, который прежде принадлежал только правителю Шан, их власть не считалась легитимной. Идеологическое обоснование законно-сти чжоуского вана оформилось учением о Мандате Неба. Согласно ему легитимность пра-вителя приобреталась покровительством бога Шанди, который жил на небе и олицетворял его. Но поскольку Шанди бог шанцев, а Небо не принадлежало никому, то поэтому именно оно делало легитимной власть того или иного правителя. Только добродетельный, мудрый и справедливый правитель мог получить от Неба Мандат на власть в Поднебесной, на управле-ние всем тем, что находилось под властью Неба. Небо из места обитания обожествленных родовых предков династии Шан превратилось в абстрактный символ всего божественного.
Этический аспект взаимоотношений человека с предками и Небом отражало понятие дэ. Дэ как сакральную добродетель, харизму и благодать можно накапливать и утрачивать. Считалось, что если Небо удовлетворено правлением ванов, то оно никак себя не проявляет. Несчастья же были выражением неодобрения высших сил. Реакция Неба определялась осо-бым отношением к шанским и чжоуским правителям. Утративших дэ шанских правителей Небо лишило власти, передав ее чжоуским правителям, наделенным магической силой дэ. Небо могло отказать в поддержке правителю. В этих условиях народ получал право на его свержение. Происходил «штурм Неба», то есть столицы и дворца правителя. Тот, кто пред-водительствовал штурмом и добивался успеха, становился кандидатом на должность нового истинного правителя.
Чжоусцы, используя опыт шанских чиновников, сумели наладить эффективную цен-трализованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра. Вокруг вана выросла значительная группа титулованного аристократического чиновничества, занимавшего выс-шие должности в управлении государством. Один из высших сановников управлял хозяйст-венной жизнью Чжоу (посевы, жатва, торговля, цены и порядок на рынках). Второй являлся начальником военного ведомства (военные наборы, военное обучение, снабжение войск, ко-мандование армией во время войны). Третий ведал земельным фондом и руководил водо-снабжением государства. Выделение финансовых, военных и судебных ведомств и обособ-ление должностей свидетельствуют об укреплении чжоуской государственности. Само За-падночжоуское государство не приобрело деспотической формы правления. Власть вана ог-раничивал сановный совет и чжоуская аристократия.
Государство Чжоу, кроме городов и областей, подчинявшихся лично вану и его наме-стникам, включало в себя огромную периферию, заселенную различными племенами. Она была поделена на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление роди-чам чжоуского дома, соратникам вана и крупным сановникам. Владельцы наделов обязаны были приносить дары чжоускому правителю, предоставлять в его распоряжение военную си-лу и регулярно бывать при дворе. В остальном они были вполне самостоятельны и даже мог-ли передавать часть своих владений в управление подчиненным.
Основу социальной системы и хозяйственной организации составляли, прежде всего, деревенские общины и общинная собственность на землю, с особой системой колодезных полей. Суть этой системы заключалась в том, что обрабатываемая земля делилась на 9 оди-наковых участков, из которых один, средний, община обрабатывала сообща. Каждая семья обязана была трудиться на этих землях.
К VIII в. до н.э. по мере укрепления власти удельных правителей, усиливалось их стремление к независимости. Положение усугу***ли вторжения в Западное Чжоу кочевых племен – жунов. Не сумев выдержать напор племен, чжоусцы стали отступать со своих ис-конных земель. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, и начался но-вый этап Китайской цивилизации – эпоха Восточного Чжоу.
Традиционно эпоха Восточного Чжоу делится на два периода.
Первый период (770-481 гг. до н.э.) Ле го (Множество царств) ознаменован упадком власти вана и борьбой за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. Самые мо-гущественные государственные образования, правители которых претендовали на единолич-ное господство над всей Поднебесной, провозглашали себя гегемонами. Формально гегемо-ны признавали главенство правителя Чжоу – вана, считая его воплощением божественной власти, представителем Неба на земле. Но фактически реальная власть целиком находилась в их руках. В обстановке постоянной междоусобной борьбы отдельные царства создавали со-вместные союзы ради порядка в стране и ради защиты от внешних нападений. Однако эти коалиции носили временный и непрочный характер. Войны, распри и соперничество между отдельными царствами сопровождались борьбой аристократических кланов внутри каждого из царств.
Место у основания социальной лестницы принадлежало простому народу крестья-нам, ремесленникам и торговцам, а также слугам и рабам. В условиях политической неста-бильности от этой массы простых людей многое зависело. В этот период оформилось пред-ставление, что Поднебесная это страна для всех, где правящие верхи и простой народ со-ставляют единую большую семью, в которой каждый имеет свое дело и свои обязанности. Подобный взгляд на социум постоянно напоминал о неразрывной связи верхов и низов как части единого живого организма. Такое представление, действуя ненавязчиво, предотвраща-ло образование в Китае замкнутых сословий, помогало и давало шанс продвижения умному, амбициозному и способному человеку.
Это время знаменательно обогащением потомственной знати. Стремлением к роско-ши в быту и погр***ьном обряде. В питании преобладали растительные, мясные и рыбные блюда при полном отсутствии молочных продуктов. Пищу брали руками, а палочки для еды появились значительно позже. Одежда состояла из нескольких слоев юбок и халата. Лишь в IV в. до н.э. у северных кочевников были заимствованы штаны.
Внутри деревенских общин происходило социальное расслоение, и совершался пере-ход от общинной собственности на землю к частной, от податей к налогообложению и сис-теме отработок. Массы земледельцев покидали свои деревни и стремились обосноваться на ничейной земле или селились в чужих уделах.
Второй период Эпохи Восточного Чжоу (481/403-221 гг. до н.э.) Чжаньго (Предим-перский) сопровождался идейно-ментальной и социально-политической трансформацией Китайской цивилизации. Широкое освоение техники обработки железа преобразовало ланд-шафт, сделало возможным массовое освоение новых земель, привело к серьезным сдвигам в развитии ремесла и земледелия. С освоением техники литья появился плуг с железным леме-хом, который давал возможность делать более глубокую вспашку земли. Что значительно увеличивало урожаи.
Железная лопата облегчала строительство больших каналов, плотин и дамб. Начиная с V в. до н.э., развернулись крупные дренажные и оросительные работы. Создавались об-ширные водохранилища. Пропускная способность водных путей регулировалась шлюзами. В бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы началось расширение обрабатываемых земель и более ин-тенсивное их использование. Развитие культуры поливного земледелия стало важнейшим фактором прогресса Китайской цивилизации.
Основные залежи железа находились на севере. Его добыча и умение обрабатывать стимулировали быстрый подъем ремесел шелкоткацкого, керамического, деревообрабаты-вающего, лакового, металлургического, кораблестроительного.
Ремесло и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше лишь административными центрами появились открытые рынки. Впервые металли-ческие монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене. Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже официально разрешалась купля-продажа земли, и создавались крупные частные хозяйства, ориентированные на рынок.
В ходе этих преобразований начала формироваться новая знать, которую в основном составляли выходцы из низов. Этот торговый люд, не имевший ни родового происхождения, ни титулов, приобретал все больший вес в обществе, теснил наследственную аристократию. Новая знать покупала должности чиновников и, получив доступ в государственный аппарат, добивалась проведения реформ для укрепления своего положения и развития частной тор-говли.
Старая родоплеменная система и патриархальная мораль Западно-чжоуского периода постепенно разрушались, и создавались предпосылки для пересмотра прежних понятий и ценностей. Этот поворотный момент в жизни китайского общества, в его духовном развитии отмечен деятельностью Конфуция и появлением философских школ.
Конфуций (Кун Фу-цзы) (551-479 гг. до н.э.) создал этико-политическое учение о нравственном совершенстве человека и государственном управлении на основе нравственно-сти и соблюдении ритуала (правил поведения). Атмосфере морального упадка своего време-ни Конфуций противопоставлял идеал благородного мужа, готового на все во имя истины, обладающего такими нравственными достоинствами как человечность, сознание долга, уме-ние соблюсти ритуал, глубоко почитающего мудрость старших и способность совершенство-вать знание. Конфуций не ставил знатность и богатство выше всего. Главным он считал нравственное достоинство, достигаемое благодаря собственным усилиям.
Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, наладить должные отношения в семье, а затем и в государстве, которое, по его мнению, та же семья, только большая. По убеждению Конфуция, от правителей следует требовать высшей степени нравственного совершенства, которое в сочетании с разумным управлением позволит соз-дать этически безупречное и социально гармоничное общество.
Предопределенное свыше разделение общества выступало основой высоконравствен-ного правления. Считалось, что мудрое правление создает гармонию между Небом, Землей и людьми. Оно осуществлялось путем соблюдения ли – Этикета, Ритуала, Обрядности и Цере-монии. Как для человека, так и для общества наличие ли обязательно. Только с ли человек достоин звания человека. Учение о ли определяло объем прав и привилегий для каждого.
Эпоха Чжанго является поворотным моментом не только в общественно-политическом, но и в культурном развитии Древнего Китая. Перелом в общественных отно-шениях и образование ряда самостоятельных культурно-хозяйственных центров в этом про-странстве породили множество течений общественно-политической и философской мысли. Сочинения мыслителей различных школ, и в первую очередь конфуцианства, легли затем в основу литературного образования в Китае.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование