Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Эпоха династии Хань

История Эпоха династии Хань в истории Китайской цивилизации делится на два этапа: Запад-ноханьский (206 г. до н.э.-8 г.) и Восточноханьский (25-220 гг.).

Когда в конце 207 г. до н.э. последний император династии Цинь сдавался одному из вождей восставших Лю Бану, будущему основателю династии Хань, Китай переживал глу-бокий кризис в стране царил политический хаос, административная система разваливалась, поля запустели, голод сокращал население. И, тем не менее, Китай выстоял, органично раз-вивая при этом традиции своей цивилизации. Для эпохи династии Хань ее специфику можно определить тремя ключевыми словами: реформы, конфуцианство как господствующая рели-гия и внешнеполитическая экспансия.
Навести порядок в истощенной многомиллионной стране Лю Бану, бывшему старосте маленькой деревеньки, ставшему императором Синего неба, как называли Хань, удалось не без труда. Действуя гибко и осторожно, серией указов он отменил законы Цинь с их казар-менной дисциплиной и жестокими наказаниями, объявил амнистию, снизил налог с крестьян. Однако циньская административно-бюрократическая система и основные экономические ус-тановления продолжали существовать. И хотя по-прежнему своим статусом и местом в об-ществе резко выделялись чиновники, Лю Бан опирался на землевладельцев, провозгласил земледелие основой хозяйства империи и самым уважаемым занятием.
Основным источником государственных доходов были налоги, взимавшиеся с кресть-ян-земледельцев и ремесленников. При первых ханьских императорах, не забывавших об участи предыдущей династии, размеры налогов и нормы отработок были незначительны, что позволило восстановить земледелие, ремесло и торговлю.

Годы правления У-ди (140-87 г. до н.э.) – время расцвета Китайской цивилизации эпохи Хань. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе новую поместную аристократию, наладить экономику страны и поднять общественное благосостояние. Воз-росло число городов с населением до 50 тыс., небывалых размеров достигла работорговля. Монополия на соль, железо и вино приносила доход империи. Исключительно большое раз-витие получила внешняя торговля. Северный торговый путь, связывавший Китай со страна-ми Запада, получил название Великий шелковый путь.
Со времен правления У-ди Ханьская империя превратилась в сильное централизован-ное государство. Страна управлялась армией чиновников, число которых превышало 130 тыс. Чиновники, или ученые, делились на 9 рангов в зависимости от степени, присвоенной им после прохождения экзаменов. Система экзаменов для отбора достойных и присвоения им звания эрудита соответствующей степени была введена в 136 г. до н.э.
Раз в три года победители провинциальных туров съезжались в столицу и сдавали эк-замены самому императору. Во время экзаменов они должны были написать сочинение на заданную тему. Претенденты на чин на экзаменах должны были показать знание книг, со-ставлявших основу конфуцианского канона Пятикнижия. Государственный экземпляр Пя-тикнижия был высечен на камне. Прошедшим испытание присваивались ученые степени, открывавшие возможность получения назначения на должность в органы центральной и ме-стной власти.
Место назначения чиновника менялось каждые 5 лет. За службу они получали жало-вание или земельный надел. Чиновник не мог передавать по наследству ни своего звания и ранга, ни землю. Однако они имели больше возможностей, чем простолюдины, дать своим детям образование, позволявшее сдать экзамен и получить должность. Этим ученым чинов-никам мандаринам Китайская цивилизация обязана и в плане консолидации древнекитай-ской народности (ханьцы – этническое самоназвание китайцев), и в плане образования осо-бой модели государственной администрации, особой китайской сословной иерархии.
Во II в. до н.э. Ханьская империя признала конфуцианство и в его лице обрела офи-циальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуци-анских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуциан-ства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и спра-ведливости, а помогать ему проводить правильную политику, должны были ученые чинов-ники. Отношения в обществе должны были регулироваться на основе ритуалов, которые оп-ределяли обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить отношения в семье на основе принципов сыновней почтительности и братской любви. Это означало, что каждый человек должен был беспрекословно выполнять волю отца. Слушаться старших братьев, заботиться о своих родителях в старости.
Одна из важнейших черт цивилизации Ханьского Китая – непрерывное интенсивное взаимодействие с окружающим миром, с варварской периферией, населенной степными ко-чевниками. Северные соседи ханьцев сюнну (хунну) постоянно угрожали безопасности импе-рии, войска которой в основном успешно сдерживали их натиск, постепенно оттесняя от Ве-ликой Китайской стены. Но когда ханьцы оказывались неспособными защитить свои грани-цы от набегов, кочевники не только вторгались в их земли, разоряя города и деревни и увозя награбленное в свои ставки, но и захватывали исконные земли Ханьской империи. Кочевни-ки часто превосходили ханьцев в военном отношении, но всегда отставали в культурном. Им приходилось использовать опыт и законы ханьцев, перенимать их язык, традиции, религию.
После разведывательной экспедиции путешественника Чжан Цяня в Среднюю Азию (138-125 гг. до н.э.), ханьцы взяли курс на завоевание Западного Края (Восточного Турке-стана). Вытеснив сюнну, подчинив ряд городов-государств и установив контакты со Средней Азией, они взяли под контроль Великий шелковый путь, связывающий Китай с Западом. На-лаживание регулярной торговли существенно сказалось на культурном взаимодействии двух великих цивилизаций древнего мира Китайской и Римской. Китайские шелка, лаковые изде-лия, драгоценные металлы, железо и никель проникали далеко на запад через Переднюю и Среднюю Азию, по торговым путям Римского Востока, достигая Рима. В Китай ввозили стеклянные изделия из Средиземноморья, нефрит, лошадей и меха от кочевников. Рынок как место встречи цивилизаций открыл Китаю такие сельскохозяйственные культуры как вино-град, гранат, орех, фасоль, шафран, люцерна, поставляемые из Средней Азии. Почти одно-временно Ханьская империя развернула экспансию на юг и восток. Было покорено древне-корейское государство Чосон и древневьетнамские государства Аупак и Намвьен.
Экспансионистские устремления Ханьской империи привели к истощению государст-венных ресурсов, росту налогов, поборов и принудительных работ, ухудшения положения людей. По стране одна за другой катились волны восстаний бедных слоев населения. Ван Ман, правивший в 9-23 гг., предпринял попытку восстановить государственный контроль над хозяйственной жизнью страны: земля была передана в собственность государства, была запрещена торговля землей и рабами, ликвидировано частное рабство, введена монополия на вино, соль, железо. Однако неотлаженность реформ, слишком стремительное и энергичное их проведение, привели к обострению социальных противоречий. Восстание «краснобро-вых» в 18 г., гражданская война в стране и экологическая катастрофа (в 11 г. крупномас-штабный разлив изменившей свое русло реки Хуанхэ привел к гибели сотен тысяч людей) предрешили конец правления Ван Мана.
В 25 г. Гуан У ди (25-57 гг.) захватил власть и восстановил династию Хань. Предпри-нимались отчаянные усилия преодолеть кризис в стране. Как никогда ханьцы развернули внешнюю торговлю. Большое распространение получили имения сильных домов, которые постепенно превращались в экономически замкнутые хозяйства, тем самым, снижая уровень государственных доходов. В III в. официально отменили монетное обращение, используя в качестве денег шелк и зерно. Сократилась численность населения, а число городов уменьши-лось в два раза. Это, наряду с непрерывной борьбой клик при дворе, привело к ослаблению центральной власти, социальной дестабилизации (восстание Желтых повязок в 184 г.) и па-дению династии. В 220 г. Ханьская империя распалась на три царства, тем самым прекратив свое существование.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование