Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Правовые, этические и религиозно-мифологические представления

История Древнекитайское общество было типичной восточной деспотией. Главой государства был монарх, который в своей деятельности был обязан руководствоваться традициями и ри-туалами. Считалось, что он имеет божественное происхождение, поэтому его называли «Сын неба». Император стоял на вершине общества, основанием которого была семья. Таким об-разом, правитель считался отцом большой семьи – государства, и все подданные должны были беспрекословно повиноваться ему. Личность императора считалась священной. Сим-волом власти императора был дракон. Важной государственной церемонией было жертво-приношение в честь земли – супруги неба. Божественное происхождение давало императору право быть истолкователем велений Неба, посредником между Небом и людьми, а также верховным первосвященником. Считалось, что в своих действиях император несет ответст-венность только перед Небом, вручившим ему отцовскую власть над подданными.

Вообще дух семьи был развит в Древнем Китае, что способствовало полной зависи-мости индивида от общества и государства. Китайская семья была своего рода общиной, со-стоявшей из нескольких патриархальных семей, кланом. Клан объединялся общим храмом предков и совместным хозяйством. Общая собственность клана не подлежала разделу и про-даже. Клан у китайцев был судьей в первой инстанции, он отвечал перед государством за по-ведение своих членов, а если они оказывались в бедственном положении, предоставлял им помощь. Закон сурово карал за противодействие родительской воле, а тем более за оскорбле-ние старших в роде. Отец считался представителем императора, и нарушение домашних ус-тоев уподо***лось нарушению устоев государства. Отец семейства считался выразителем мыслей и чувств своих домочадцев. Он мог гордиться их добродетелями, требовать награды за их заслуги, но он же нес ответственность за их пороки и мог быть наказан за их провинно-сти. Отделиться и завести собственное хозяйство сын мог лишь с согласия отца.
Брак считался нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности расценивались как угроза общественному и госу-дарственному порядку. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное заму-жество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.
Китайское общество всегда снизу доверху было связано круговой порукой, по кото-рой ответственность с преступником разделяли его «соседи с четырех сторон», так как счи-талось, что они, конечно же, «знали, но не донесли», поэтому дома соседей сравнивались с землей. Вся семья целиком отвечала за любого своего члена, поэтому нередко за вину одного человека казнили четыре поколения такой семьи.
Рабство в Китае возникло еще в недрах родового строя, но и оно имело патриархаль-ный характер. Рабы создавали свои семьи, а те, которые этого не делали, становились как бы членами семьи хозяина.
Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляла аристократия: члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний.
Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чиновники. Они не были свободны от телесных наказаний и подвергались периодическим публичным пор-кам, имевшим профилактический характер.
Рядом с многочисленным чиновничеством находились ученые. Они служили в биб-лиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II в. до н.э. стали возникать академии, объеди-нявшие самых выдающихся ученых. Они входили в императорские советы, выступали рефе-рентами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чи-новничьи должности. Жрецы, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав сословия учёных.
Основу общества составляли земледельцы. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве ороси-тельной системы, каналов, дорог, городов и пр.
Религия древнего Китая отличалась тем, что в центре внимания древних мыслителей стояла проблема «человек – общество», а не проблема «человек – мир» или «человек – кос-мос». Для Древнего Китая характерна была незначительная роль духовенства и преоблада-ние человеческого начала над богами. Благодаря рациональному объяснению жизненных си-туаций, на первом месте оказались этические нормы. Кроме того, существовал культ пред-ков, где каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов. А отожде-ствление правителей с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Таким образом, религиозные нормы постепенно вытеснялись этическими нормами, этикетом. Благородство человека подтверждалось не его происхождением, а тем, что у него было особое качество – дэ (благодать-добродетель), которое проявлялось в со-блюдении им этических норм. По мнению китайцев, человеку было недостаточно иметь бла-гие намерения, необходимо было соизмерять свои действия с естеством самих вещей, тем более, если речь шла о взаимоотношениях между людьми. В противном случае результаты деятельности не могли совпадать с целями и намерениями, и исчезало различие между доб-ром и злом, между истиной и ложью.
Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу, детальнейшей регламентации под-лежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и интерьер жилища, даже его удаление от императорского дворца, сервировка стола, вид носилок для выезда в город, количество слуг и пр. Обращение к ритуалам и традициям древности было рано осоз-нано в Китае как средство сохранения стабильности и процветания общества. Это было свя-зано с распространеним в Древнем Китае крестьянского труда, который развивал в человеке умение ждать, не опережать события, чутко вслушиваться и понимать их естественное тече-ние. Нельзя ускорить естественный ход вещей, с ним нужно лишь соизмерять свои усилия, насилие только усугу***ет зависимость от него человека. Конфуцианский принцип невме-шательства означал не бездействие, а действие, но сообразуемое с законами природы. Че-ловеку не все позволено, ради собственного благополучия он должен допускать, чтобы со-бытия в мире шли своим чередом; он должен принимать мир таким, каков он есть. Принцип невмешательства культивировался не только в мировоззрении земледельцев. В сфере руко-водства гражданскими делами лучшим администратором считался тот, который меньше дру-гих вмешивался в эти дела.
Широко были распространены предания о культурных геро¬ях: Фу-си научил людей приготовлению пищи на огне, охоте и рыболовству, Хуан-ди придумал колесницы, дороги и календарь, Суй-жэнь добыл огонь, Шэнь-нун устроил рынок и научил людей земледе-лию. Разрозненные вначале образы древнекитайской мифологии постепенно складыва-лись в единую систему с огромным коли¬чеством мифов, многие из которых до сих пор живы в созна¬нии китайцев. Древние мифологические представления в восприятии ки¬тайца тесно переплетались с мифологией даосизма и буддизма, с этическими установками конфуцианства – учений, ставших основными религиями Китая.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование