Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Роль и место древнекитайской цивилизации в мировой истории

История С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. Китайская ци-вилизация развивалась последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе. Китай – классический образец цивилизации циклического типа: еще в древности бы-ло замечено, что в истории этой страны есть определенный ритм, действующий с четкостью маятникового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл, процветали ее дела, но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялись крестьяне, провинции начинали борьбу за независимость от центральной власти, чиновники все больше коррумпировались. Народное восстание венчало всеобщий развал. Так, в 206 г. до н.э. пришла к власти династия Хань, которую основал крестьянин – один из вождей восставших. Блестяще начав, уже к середине II в.н.э. империя вступила в по-лосу упадка. В III в. Китай распался на три самостоятельных государства, но новой династии Цзинь удалось восстановить единство на несколько десятилетий и т.д.

Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества и государства, по своим основным достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с Античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую иероглифику, древнеки-тайский язык стал языком дипломатов, государственное устройство и система права вы-страивались по китайским образцам, на формирование официальной идеологии значительное влияние оказывало конфуцианство или буддизм в китаизированном виде.
Китайская модель мира, предполагает эволюционное саморазвитие Вселенной из «не-бытия» после некоего «первоимпульса» или «великого изменения». В Китае отсутствует идея Бога-Творца. Идея постоянных «изменений» выработала у китайцев удивительную спо-собность к адаптации. Этому же способствовал культ клана, государства и постоянное пре-небрежение интересами личности. И всякий раз, когда искусственные ограничения ослабе-вали или снимались, личность являла собой пример высочайшей степени адаптации к новой реальности.
За несколько тысячелетий своего развития китайский народ создал чрезвычайно свое-образную, легко узнаваемую культуру. Исторически опередив в какой-то момент одни со-седние народы (Японию), либо осуществляя «постоянное присутствие» в процессе развития других (Вьетнама), сформировал определенную культурную общность, охватывающую весь дальневосточный регион, где самой заметной отличительной чертой является иероглифиче-ская письменность, родившаяся в Китае. Китайская цивилизация, встречаясь со степными кочевниками, «варварами четырех сторон света», обогащала их своей высокой культурой, выросшей на конфуцианстве и буддизме.
Древнекитайская цивилизация дала неповторимый в истории мировых цивилизаций пример торжества движущей плодотворной силы, гармоничного сочетания традиции и нова-ции.

Исторические личности:
Конфуций (Кун-цзы) (552-479 гг. до н.э.) – древнекитайский философ, историк, госу-дарственный деятель, основатель религиозно-философского учения конфуцианства, которое было официальной государственной религией и идеологией Китая со II в. до н.э. до начала XX в. Основные взгляды Конфуция изложены в книге Лунь юй (Беседы и суждения).
Лао-Цзы (IV-III вв. до н.э.) – древнекитайский философ, основатель даосизма.
Ли Сы (? –208 гг. до н.э.) – первый советник китайского императора Цинь Ши-хуанди, провел реформы в целях укрепления государственной власти.
Лю Бан (247-195 гг.до н.э.) – один из руководителей народного восстания в Китае в 209-206 гг. до н.э.; основатель династии Хань.
Мо-Цзы (Мо-Ди) (479-400 гг. до н.э.) – древнекитайский философ, противник конфу-цианства; отражал интересы свободных низших слоев китайского общества – земледельцев, ремесленников, торговцев. Основной тезис учения Мо-Цзы о «всеобщей любви и взаимной выгоде» - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства всех людей.
Сыма Цянь (145/135-ок. 86 гг. до н.э.) – великий китайский историк, автор многотом-ного труда Ши цзы (Исторические записки), где первым изложил историю Китая с древней-ших времен до правления императора Уди (II-I вв. до н.э.).
Чжан Цянь (?-ок. 103 г. до н.э.) – китайский дипломат; прошел из Китая в Среднюю Азию путем, получившим в Европе название Великого шелкового пути.
Цинь Ши-Хуанди (259-210 гг. до н.э.) – правитель царства Цинь, с 221 г. до н.э. импе-ратор Китая; создал единую централизованную империю Цинь, вел активную завоеватель-ную политику; при нем для защиты северных границ от кочевников начала строиться Вели-кая китайская стена; основатель единой централизованной бюрократической системы управ-ления страной.
Шан-Ян (390-338 гг. до н.э.) – государственный деятель, реформатор в Древнем Ки-тае, один из основоположников философской школы легистов (законников); узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административ-ных постов; по настоянию аристократии был казнен.

Ключевые даты:
XVIII-XII вв. до н.э. – эпоха династии Шан(Инь).
XI-III вв. до н.э. – эпоха династии Чжоу.
532 г. до н.э. – Конфуций основал первую общедоступную школу в Китае – Жу-цзя – «Школу образованных людей».
221-206 гг. до н.э.– эпоха империи Цинь.
206 г. до н.э.-220 г. – эпоха империи Хань.
209-206 гг. до н.э. – народное восстания в Китае, возглавленное Лю Баном, основате-лем династии Хань.
125 г. до н.э. – учреждение Государственной академии – Го-сюэ.
18 – 27 гг. – восстание краснобровых.
184 – 185 гг. – восстание «Желтых повязок».

Основные понятия:
Ван – титул правителя в древнем Китае.
Великая Китайская стена – грандиозный памятник Древнего Китая, протяженностью 4-5 тыс. км.; построена в основном в III в. до н.э. в правление Цинь Ши-хуанди.
Великий Китайский канал – выдающееся гидротехническое сооружение построенное в циньскую эпоху; канал достигал 32 км и соединял реки Хуанхэ и Янцзы, по нему осущест-влялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженно-стью более 2000 км.
Великий шелковый путь – в древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии.
Дао – (путь, дорога), одно из основных понятий китайской философии; в понимании Конфуция – «путь человека», т.е. нравственное поведение и основанный на морали социаль-ный порядок.
Го-сюэ – государственная академия в Китае, учрежденная в 125 г. до н.э.
Даосизм – 1) одно из основных направлений китайской философии; возникло в IV-III вв. до н.э.; основное понятие – дао; в центре учения даосизма, противостоявшего конфуциан-ству и моизму – призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе; 2) одна из религий Китая, выросшая на основе даосизма; воз-никла во II в. н.э.; в основе вероучения – поиски вечного счастья, достигаемого десятью доб-родетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.п.).
Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае (школа книжников), основы ко-торого были заложены в VI в. до н.э. Конфуцием; выражало интересы наследственной ари-стократии, объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости; со II в. до н.э. и до начала XX в. являлось официальной государственной идеологией.
Легизм – философское направление и школа в Древнем Китае; основные положения сформулировал Шан-Ян; прграмма легистов была направлена на укрепление царской власти и создание централизованного деспотического государства.
Моизм – учение китайского философа Мо-Цзы (ок. 480-ок. 390 гг. до н.э.), по имени которого названа школа его сторонников и последователей.
Пагода – тип архитектурной постройки в виде башни, часто многоярусной, с загну-тыми краями крыши.
Теории Мандата Неба – это учения о божественном происхождении царской власти.
Хуанди – император («божественный владыка») царства Цинь.
«Чжоу-ли» – Первый свод древних китайских законов, составленный в эпоху Чжоу.
Шанди («Высочайший император») – верховное божество в государстве Шань (Инь).

Источники:
1. Из жизнеописания Конфуция.
«…Конфуцию было примерно тридцать лет. Цинский Цзинь-гун …спросил Конфу-ция: В прошлом царство Цинь было небольшим и окраинным. Как же оно могло стать геге-моном? Конфуций ответил: Хотя Цинь был небольшим, но устремления его правителя были велики. Он сделал сановником мудрого человека и поручил ему управление государствен-ными делами. Так можно стать даже государем над Вселенной - тем более гегемоном среди князей. Выслушав это, Цзин-гун обрадовался. …Конфуцию исполнилось 35 лет. …Цзин-гун стал спрашивать Конфуция об управлении. Конфуций отвечал: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын – сыном».
…Конфуций молвил: Мой жизненный путь заканчивается! Совершенномудрый чело-век страдает оттого, что, когда он уйдет из жизни, его имя не останется известным миру. Ес-ли после моей смерти не будут осуществляться мои наставления, то, как же я буду выглядеть в глазах последующих поколений? После этого он составил, следуя историческим записям, летопись Чуньцю, доведя ее до четырнадцатого года правления луского Ай-гуна. Когда уче-никам был вручен текст Чуньцю, Конфуций сказал им: Последующие поколения узнают обо мне благодаря Чуньцю, а если будут порицать, то тоже из-за Чуньцю. … Он скончался на семьдесят третьем году жизни... Конфуция похоронили к северу от столицы Лу на берегу ре-ки Сышуй».
Цит. по изданию: Древний мир глазами современников и историков. М., 1994. Ч.I. С.192-200.

Гимн Лао-цзы созерцательному образу жизни
«…Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвраще-ние. В мире - большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу...
Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те прави-тели, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Когда бу-дут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Поэтому нужно указывать лю-дям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные желания и освобож-даться от страстей.
Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствие в стране. Благополучие создается уважени-ем, а несчастье происходит от насилия. Победу следует отмечать похоронной процессией.
Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть есте-ственное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не хо-дит, но познает все. Не видя вещей, он проникает в их сущность. Не действуя, он добивается успеха. Кто учится, с каждым днем увеличивает свои знания. Кто служит дао, изо дня в день уменьшает свои желания. В непрерывном уменьшении человек доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы не делало недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осущест-вляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.
Кто действует - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему со-вершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет, поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешит достигнуть успеха, потерпят неудачу. Поэтому со-вершенномудрый не имеет страсти, не ценит трудно добываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественно-сти вещей и не осмеливается самовольно действовать».
Цит. по изданию: Древнекитайская философия. М., 1973. Т.II.

2. Из жизнеописания Ли Сы
Ли Сы родился в городе Шанцай княжества Чу и в молодости служил мелким чинов-ником в областном управлении...
...В то время Ли Сы, вздыхая, говорил:
- Люди, как и крысы, делятся на уважаемых и презренных. Все зависит лишь от поло-жения, которое они занимают!
После этого он стал учиться у Сюнь Цина искусству, которому обучают императоров и ванов. Окончив учение, он решил отправиться на запад - в Цинь. На прощание он сказал Сюнь-цзы:
- Я слышал, что, когда представляется удобный случай, нельзя его упускать. Ныне, когда борются между собой могущественные княжества, имеющие по десять тысяч колес-ниц, все дела решают странствующие советники. Циньский ван собирается объединить Под-небесною и присвоить себе императорский титул. Я занимаю низкое положение, и, если не буду действовать, не уподоблюсь ли я человеку, который, поймав оленя, смотрит на мясо и не ест его... Не к лицу человеку образованному занимать низкое положение и жить в нищете, порицать мир и презирать выгоды, останавливаясь в бездействии! Вот почему я решил от-правиться на запад - в Цинь.
Ли Сы добился приема у циньского вана. Циньский ван назначил Ли Сы на должность и следовал его советам. Через двадцать лет Цинь Ши-хуан объединил Поднебесною и принял императорский титул. Ли Сы при этом сделался советником. Возведенные укрепления в уездах и областях были уничтожены, все оружие переплавлено, владения князей ликвидиро-ваны, и в Цинь не осталось ни одной пяди пожалованной земли. Больше не давались титулы ванов сыновьям и братьям правителей, а заслуженные сановники не получали титулов хоу (князей). В результате всего этого народ избавился от бедствий, причиняемых войнами. Яс-ные законы и твердые постановления появились во времена правления Цинь Ши-хуана.
При Цинь Ши-хуане была введена единая письменность по всей стране, были соору-жены летние увеселительные дворцы и подворья для чиновников. Император объехал свои земли. Он покорил всех варваров, беспокоивших его владения. В этих деяниях ему, не щадя сил, помогал Ли Сы.
В докладе императору Ли Сы писал:
В древности, когда Поднебесная пребывала в смуте и раздробленности, никто не мог привести ее к единству, и поэтому господствовали владетельные князья. А все проповедники восхваляли старое, для того, чтобы нанести ущерб новому. Они прибегали к лживым словам, чтобы внести в существующий порядок путаницу. Люди хвалили те философские учения, которые нравились им и признавали ложным все, что устанавливалось сверху. Ныне вы, го-сударь, объединили Поднебесною, отделили белое от черного и установили единопочитание лишь одного императора. В такое время частные школы только творят беззаконие... Они ос-меливаются осуждать деяния повелителя, возбуждают незаконные интересы и, возглавляют толпы, сеют клевету. Если не запретить эти частные учения, то государь может потерять ав-торитет и среди его подданных будут сколачиваться группировки. Поэтому запретить част-ные учения благоразумнее всего... Люди, желающие учиться, пусть учатся у ваших чиновни-ков. Цинь Ши-хуан одобрительно отнесся к совету Ли Сы.
Цит. по изданию: Древний мир глазами современников и историков. М., 1994. Ч. I. С. 204-207.

3. Шан Ян о сильной государственной власти
...Сказано: Если управлять людьми как добродетельными, то неизбежна смута и стра-на погибнет; если управлять людьми как порочными, то всегда утверждается образцовый по-рядок и страна достигает могущества. Кары должны быть суровыми, ранги знатности почет-ными, награды незначительными, а наказание - вселяющими трепет. Когда ранги знатности почетны, это значит, правитель любит народ; когда наказание вселяет трепет, народ пойдет на смерть за правителя. Поэтому, если процветающее государство применяет наказание, на-род будет в выигрыше; если оно применяет награды, возрастает влияние правителя.
Если наказания будут применяться уже после того, как преступление совершено, не-возможно искоренить злодеяние, неизбежна смута. Поэтому стремящийся к владычеству в Поднебесной должен наказывать еще до того, как совершен поступок, тогда исчезнут и тяж-кие преступления. Когда станут награждать людей, сообщившихся в злодеяниях, то не ус-кользнут даже самые малейшие проступки. ...
Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне, так же как и правитель будет в почете лишь благодаря земледелию и войне. Поэтому и говорят, что: Гос-подства в Поднебесной добивается такая страна, где на сто человек, занятых в земледелии, приходится один бездельник; могущественной является страна, где на десять занятых в зем-леделии приходится один бездельник; и в угрожающем положении находится та страна, в которой половина народа занята в земледелии, а половина бездельничает.
Когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять. Когда люди будут заняты с утра до вечера в земледелии, то они полюбят правите-ля и будут готовы жертвовать жизнью ради выполнения его приказов.
Цит. по изданию: Книга правителя области Шан. М., 1968.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование