Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Иран при Аршакидах (250 г. до н.э.-226 г.)

История Иран при династии Аршакидов представлял собой могущественную переднеазиат-скую державу. Его судьба складывалась иначе, чем царства Селевкидов, поскольку располо-жен он был далее к востоку от границ Рима и Византии. Эллинизация не затронула основы Парфии, хотя на юге и юго-западе были эллинистические города- полисы, созданные по об-разцу античных полисов и имевшие значительную долю в экономике. Распространение эл-линистической культуры было поверхностным. Местная власть, опираясь на народные мас-сы, упорно сопротивлялась греко-македонскому господству. На протяжении всей династии Аршакидов, несмотря на силу , могущественность и богатство государства, так и не удалось придти к единому монолитному государству. Мечты о наследстве Ахеменидов оказались не-сбыточными, поскольку парфянские правители не сумели выработать реформ и мер по укре-плению государства.

В середине III в. до н.э. возникло государство Парфия, основанное предводителем кочевого иранского племени Аршаком. Располагавшееся вначале к югу от Каспия, это госу-дарство стало быстро увеличивать свои владения. Около 171 г. до н. э. царем Парфии стал Митридат I, при котором это государство превратилось в могущественную державу, став-шую наследницей политического могущества Ахеменидов и в какой-то степени их культуры. В царствование Митридата I Парфия начинает наступление на соседние государства. Он за-владел Мидией, что открывало им путь в Месопотамию. В 141 г. до н.э. Митридат I занял Селевкию на Тигре, важнейший эллинистический полис в Месопотамии, и был признан ца-рем Вавилонии. К концу царствования Митридата I Парфянская держава охватывала районы юго-запада Средней Азии, почти весь Иран и всю Месопотамию. К рубежу нашей эры Пар-фия превратилась в единственного крупного и сильного соседа Рима. Вскоре началась эпоха римско-парфянских войн.
Длительные римско-парфянские войны привели к истощению Парфии. Произошло постепенное ослабление внутренней стабильности, рост сепаратизма знати в провинциях- сатрапиях. Парфия была случайным конгломератом разнородных стран, народов и племен. Северная и северо-восточная ее часть, населенная иранскими племенами, была более отста-лой, но представляла собой надежную базу воинственной группировки знати. Важную роль имела привилегированная элита кочевников-всадников, из которых состояло ядро армии и, которые были освобождены от налогов и повинностей. Средства на их содержание шли от обложения рентой-налогом и повинностями земледельцев, которые к тому же поставляли в армию отряды легковооруженных пехотинцев. Южные и юго-западные районы Парфии представляли собой образцы античных полисов, хотя были и города, принадлежавшие к вос-точному типу. Богатые античного типа полисы занимали ведущее положение в экономике и транзитной торговле, к тому же обладали немалой силой.
Основной хозяйственной ячейкой в земледельческих районах была сельская община. Царские земли составляли значительную долю земли в государстве. Имелись еще крупные земельные угодья, принадлежавшие парфянской и местной власти. Крупными владельцами земли были также храмы различных культов, обладавшие немалым количеством рабов. Ис-точниками пополнения рабов служили войны и долговая кабала.
Сохранилось очень мало сведений о государственном устройстве Парфянского царст-ва. Царская власть принадлежала Аршакидам, но узаконенного порядка престолонаследия не существовало, что приводило к ожесточенной борьбе за власть. Привилегированное положе-ние занимали семь знатных родов. Большое значение имели совет из родовой знати при царе и совет жрецов. В войске главную роль играла конница, тяжелая и легкая. Пехота выполняла вспомогательную роль. В отвоеванных у Селевкидов областях осталась система деления на сатрапии. Во главе сатрапий стояли назначаемые царем сатрапы.
Парфянское царство было многоязычным государством: государственным был пар-фянский язык, близкий мидийскому, также были распространены греческий и арамейский языки.
Каждая группа племен, народность имели свои специфические черты в культуре и ис-кусстве. Например в строительстве в разных регионах имелись свои отличия: на западе – обожженный кирпич и камень, на востоке – сырцовый кирпич. В парадном строительстве заимствованы греческие элементы. Множеством стилей отличилась и монументальная живо-пись. Единого стиля парфянского искусства не существовало.
В эту эпоху были распространены местные религиозные культы, среди которых вы-делялись культы солнечного божества, носившего разные имена. Наряду с этим божеством почиталась великая богиня плодородия, связанная с водой, что характерно для Востока, где плодородность почвы полностью зависит от орошения. Местные культы сливались с культом зороастрийских божеств.
Многоукладность усложняла управление и приводила к внутренней неустойчивости. Запоздалые попытки реформ в начале II в. не могли ничего изменить. Восстание одного из вассальных князей, правителя Персиды Арташира Сасанида, в условиях внешних трудностей и внутренней неустойчивости привело к падению Аршакидов. На смену парфянам к власти снова пришли представители персов, Сасаниды.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование