Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Значение цивилизации Древнего Ирана

История Социально – экономические и политические институты и культурные традиции, сло-жившиеся в Древнем Иране, сыграли большую роль в мировой истории и сохранились в те-чении многих столетий. Вавилонское право, достигшее зенита своего развития при Ахеме-нидах, продолжало существовать при Селевкидах и парфянских правителях и оказало опре-деленное влияние на формирование римского права, успехи вавилонской астрономии, еги-петской медицины и греческой философии, первоначально возникшее и развивавшейся в подвластной персам Малой Азии, по праву считаются крупнейшими достижениями древних культур. Произведения искусства, созданные персидскими мастерами более 2000 лет назад, до сих пор поражают оригинальностью сюжетов и совершенством фор. В сфере художест-венной культуры древнего Ирана важную эстетическую роль играл свет, дворцовые залы персидских царей были залиты светом в отличие от полутемных древнеегипетских дворцов. «Больше света» – этот эстетический принцип, слившийся с этическим, сформулирован и «Вендидаде» – одной из поздних книг Авесты. Эстетические представления древних персов стали традицией для последующих поколений и вошли в фонд мировой культуры.

Терпимое и доброжелательное отношение к культуре соседних стран и далеких наро-дов являлось логическим результатом существования древнеперсидской империи, в которой в политическом отношении ведущая роль принадлежала персам, но в то же время продолжа-ли существовать и развиваться древние культуры вавилонян, эламитов, египтян, иудеев и других народов. Она сумела обеспечить в течении значительного времени относительный мир на огромной территории, начиная от Египта и кончая Северо-Западной Индией, а также создать благоприятные условия для расцвета международной торговли и развития культур-ных контактов народов различных стран.

Исторические личности:
Ардешир I  представитель династии Сасанидов, короновался в качестве шаханшаха, принял зороастризм и провозгласил его государственной религией.
Дарий I (522-484 гг. до н.э.)  выдающийся правитель империи Ахеменидов, прово-дивший реформы, направленные на максимальное укрепление центральной власти.
Кир II (558-530 гг. до н.э.) – создатель Персидской державы Ахеменидов.
Спитак Спитама – пророк из знатного рода Спитама, проповедник зороастризма.
Хосров I (531-579 гг.)  шаханшах, провел земельно-налоговые реформы, способство-вавшие укреплению страны.

Ключевые даты:
550 г. до н.э.  Кир II покорил Мидию, соединил власть над обеими родственными ветвями древних иранцев: персов и мидийцев.
538 г. до н. э.  захват Вавилона Киром II.
525 г. до н.э.  Камбиз II покорил Египет.
331 г. до н.э.  Александр Македонский нанес сокрушительное поражение персам при Гавгемалах, империя Ахеменидов перестала существовать.
226 г.  Ардешир I принял зороастризм и провозгласил его государственной религией.
III в.  распространение манихейского движения.
Конец V в.  движение маздакитов.

Основные понятия:
Авеста  собрание священных канонических текстов зороастризма; первоначально состояла из 21 книги, сохранились три  «Ясна», «Вендидат», «Висперед»; выступала в роли действующего права в странах Ближнего и Среднего Востока.
Ангхро-Манью (Ахриман)  в зороастризме глава всех злых духов (олицетворял мрак, смерть).
Ахуро-Мазда (Ахурамазда)  в зороастризме глава всех добрых сил (Ахуро - абсолют, бесконечное, Мазда - верховный разум).
Зороастризм  древнейшая из мировых религий откровения, была религией трех Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господ-ствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока.
Има-человек  в зороастризме сын неба, прообраз Адама; изгнан из рая, чтобы по-строить царство счастья на земле.
Манихейство  еретическое учение, возникшее на основе зороастризма.
Сатрапия  провинция в древнем и раннесредневековом Иране, военно-административная единица, возглавлявшаяся сатрапом.
Хора  незатронутая эллинистическим влиянием основная часть ближневосточного мира.
Шаханшах  глава государства, «царь царей Эрана и не Эрана».

Источники:
Отрывок из Бехистунской надписи (522-486гг. до н.э.) (извлечение):
Я - Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь провинций, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахеменид.
Говорит Дарий-царь: «Мой отец - Виштаспа, отец Виштаспы - Аршама, отец Аршамы - Ариарамна, отец Ариарамны - Чишпиш, отец Чишпиша - Ахемен. Поэтому мы называемся Ахеменидами… Искони наш род был царственным. Восемь из моего рода были до меня ца-рями. Я - девятый… По воле Ахурамазды я - царь. Ахурамазда дал мне царство…»
Говорит Дарий царь: «Ахурамазда помог мне и другие боги, которые существуют, что я не был вероломным, лжецом или злодеем, ни я, ни род мой. Согласно справедливости по-ступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Человека, который стремился моему дому (делать добро), я вознаграждал, а того, кто вредил, я наказывал строго… ты, который будешь впоследствии царем, не будь другом человеку, который будет лжецом и злодеем, наказывай его строго…
…если ты увидишь эту надпись и эти изображения и не разрушишь их, а будешь ох-ранять по мере сил, пусть Ахурамазда будет тебе другом и пусть твой род будет многочис-ленным, да будешь, ты, долголетен и пусть Ахурамазда даст благой конец тому, что ты де-лаешь».

Отрывок из Гат (извлечение):
…Я хочу сказать о двух духах в начале бытия, из которых светлый сказал злому: «Не согласуются у нас ни мысли, ни ученье, ни воля, ни убежденья, ни слова, ни дела, ни наша вера, ни наши души».
«Оба изначальных духа явились, как пара близнецов, добрый и дурной - в мысли, в слове, в деле. И между ними благомыслящие сделали правильный выбор, не зломыслящие».
«И когда те да духа встретились вначале, они установили (с одной стороны) жизнь, (с другой стороны)- разрушение жизни…
«Из этих двух духов дух Друджа выбрал дело зла, Арту же выбрал святейший дух…
В будущей жизни каждого ждет воздаяние. Те, кто дружит с Арамати, будут в царстве Ахурамазды и Арты…
Пройдя через испытания в красном огне и расплавленном металле, друджевцы войдут в царство мрака, а артовцы - в царство света».

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование