Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции

История Этот период стал временем расцвета древнегреческой цивилизации. Утверждается и полностью раскрывает свои удивительные возможности античный полис, он становится од-ной из высших ценностей для эллинов. Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана прежде всего Периклу – выдающемуся политическому деятелю древности. Греция переживает бурное экономическое развитие, которое усиливается после победы над персами. Быстро растет товарное производство, в частности, винограда и олив. Афины ста-новятся крупным торговым центром. В широких масштабах ведется строительство.

В этот период складывается знаменитая афинская демократия – форма государствен-ного устройства афинского полиса. Вся высшая власть принадлежала народному собранию, в котором принимали участие полноправные граждане, достигшие 20 лет. В этом собрании все были равны – вне зависимости от богатства, рода занятий, образа жизни. Собрание проходи-ло регулярно раз в 9 – 10 дней. Граждане принимали законы. Каждый человек мог внести проект закона, убеждать присутствующих в собственной правоте. Вопросы, вынесенные на народное собрание, широко обсуждались. К голосованию приступали, когда были выслуша-ны все мнения. Голосование по законам проходило поднятием рук, а по выборам в органы управления и суд – по жребию.
Народное собрание избирало Совет пятисот, который руководил ежедневной жиз-нью полиса, а также высших должностных лиц – магистров сроком на один год. По оконча-нии исполнения последними своих обязанностей заслушивался отчет о проделанной работе. Дважды запрещалось занимать одну и ту же должность. Это правило не касалось постов пер-вого стратега и финансиста, для исполнения обязанностей которых требовался талант. Раз в год народное собрание посвящалось остракизму (суду черепков). Граждане должны были на черепке написать имя гражданина, который, по их мнению, угрожает афинской демократии. Каждый, против кого голосовало больше половины граждан, отправлялся в изгнание.
Граждане также ежегодно избирали 6 тыс. человек в народный суд – гелиэю. В тече-ние жизни каждый гражданин многократно выполнял высшие судебные функции. Судебный процесс проходил на основе состязательного принципа: не было ни прокуроров, ни защитни-ков; каждый должен выступать сам. Обычная мера наказания – штраф в пользу государства, размер которого устанавливался на месте. Помимо судебных разбирательств, гелиэя должна была охранять всю систему афинской демократии.
Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Различались школы начальной, средней и высшей ступени. В школах начальной ступени обучались дети 7 – 12 лет; они постигали чтение, письмо, основы счета, занимались музыкой и спортом. Школы средней ступени предназначались для юношей 12 – 18 лет; в них изучались гимнастика, грамматика, риторика, декламация. Школы высшей сту-пени предполагали усвоение философии, считавшейся всеобъемлющей наукой. Все школы были частными, содержались состоятельными гражданами. Во главе школ стояли схолархи и советы школ; схолархи избирались.
Высочайшего уровня достигает философия, прежде всего, благодаря Сократу, Плато-ну и Аристотелю. Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания приро-ды, а на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Он явился основателем диалектики как метода отыскания истины. Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей фило-софии – рационализма, действительным создателем которого стал его ученик Платон. У не-го рационализм становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространя-ется на все сферы бытия. Ученик Платона Аристотель продолжил его линию и в то же вре-мя стал основателем второго главного направления философии – эмпиризма, согласно кото-рому действительным источником знаний является чувственный опыт, непосредственно на-блюдаемые данные.
Очень высокого уровня достигает риторика – наука об ораторском искусстве. Речи Исократа и Демосфена долгое время оставались непревзойденными образцами литератур-ного мастерства.
Развиваются и другие науки – математика, медицина, история. Геродот написал «Ис-торию», основным сюжетом которой были Греко-персидские войны, история Египта и др. Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий. Невиданный расцвет переживает ху-дожественная культура, в первую очередь – архитектура и градостроительство. Гипподам разработал концепцию планировки города, где выделялся общественный центр, жилая зона, торговая и т.д. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм. Афинский Акрополь стал подлинным триумфом греческой архитектуры, одним из шедевров мирового искусства. Он включал парадные ворота – Пропилеи, храм Ники, Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон. Парфенон украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство. Два архитектурных памятника отнесены к семи чудесам света: храм Артемиды в Эфесе (имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями) и гробница Мавсола (имела два этажа высотой по 20 м).
Наивысшего совершенства достигает скульптура. Выполненная Фидием статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса, входила в число семи чудес света. Также из-вестными скульпторами являются Пифагор Регийский (статуя «Мальчик, вынимающий зано-зу»), Мирон (скульптуры «Дискобол» и «Афина и Марсий»), Поликлет (бронзовая статуя Копьеносца и «Раненой амазонки»). Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп.
Высшей точки достигает литература. Поэзию представлял Пиндар. Он создал культо-вые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр. Главным ли-тературным событием становится рождение и расцвет трагедии и театра. Отцом трагедии был Эсхил («Прикованный Прометей»), ее развивали Софокл (трагедии «Царь Эдип» и «Ан-тигона»), Еврипид («Медея»). Успешно развивалась комедия, «отцом» которой стал Аристо-фан. Его пьесы были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование