Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Императорский период в истории Древнего Рима (I в. до н.э.-V в.)

История Он делится на раннеимераторский и позднеимераторский периоды. Раннеимпера-торский период – I в. до н.э.-III в. Во II-I вв. до н.э. наблюдается сильнейший внутренний кризис. Республика территориально и демографически многократно увеличилась, однако полными гражданскими правами обладали только римляне. Не соответствовали мировому характеру Римского государства и военная организация, включавшая только римлян, а также система управления, остававшаяся, по сути, городской.

В условиях кризиса стали проявляться монархические тенденции. Первые признаки их можно обнаружить в деятельности братьев Тиберия и Гая Гракхов. Они занимали долж-ность трибунов и выступали защитниками плебса. Однако характер их действий был весьма авторитарным: они отклоняли все неугодные им законы; выносили собственные законопро-екты, проваленные в Сенате, на референдум; распускали и созывали народные собрания до тех пор, пока они не принимали нужные им решения; налагали аресты на должностных лиц, казну, отстраняли магистратов, продляли свои полномочия, узурпировали функции сената по распределению земель. В результате Тиберий Гракх, был убит как государственный пре-ступник, Гай Гракх был объявлен «врагом народа».
Объективно промонархический характер имела деятельность Мария (86 г. до н.э.) и Суллы (78 г. до н.э.), хотя оба они представляли себя защитниками республиканских тради-ций. Марий, представитель плебса, провел в 107 г. до н.э. военную реформу; он ввел посто-янную армию на основе вольного найма, установил государственное содержание воинов и плату за службу, пенсии и земельные пожалования ветеранам, прослужившим 16 лет. При Марии армия сделалась личной партией полководца, провозглашавшегося императором, по-ка еще в республиканском духе. Сулла использовал эту новую армию во вспыхнувшей гра-жданской войне для захвата Рима и установления диктатуры, которая впервые была объяв-лена пожизненной. Юлий Цезарь (100 - 44 г. до н.э.) получил пожизненный титул диктатора от Сената. Он превратился в безграничного правителя в государстве, в котором оставались Сенат, народное собрание и магистраты. Сильная единоличная власть остановила кровопро-литие и укрепила государство. Однако стремление Цезаря к царской власти вызвало у мно-гих недовольство, против него возник заговор. Заговорщики мечтали восстановить респуб-лику и свободу. После смерти Цезаря в Риме вновь начались смуты, «республиканская идея» стала демагогической декларацией политиков, стремившихся к ничем не ограниченной мо-нархической власти – империи.
Первый император внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г.) заявил перед народом и Сенатом о сложении всех диктаторских полномочий, об окончании гражданской войны и установлении мира, о возвращении всей власти Сенату и народу. За собой он оставлял почетное звание императора, предоставленное армией, долж-ность цензора и сенатора. Пользуясь правами цензора, Август провел чистку Сената, освобо-див его от недостойных и расширив до 900 человек. В обновленном Сенате Август голосовал первым, после чего никто не осмеливался выступить против. Новый статус императору при-дало постоянное присутствие при нем гвардии и новое понимание закона об оскорблении величия: если прежде этот закон защищал магистратов, то теперь он защищал лишь одного человека – главу Римской империи. Народные собрания созывались все реже и реже и к III в. исчезли без каких-либо запретов и отмен; отмечался и упадок Сената, низведенного до статуса муниципалитета. Таким образом, римское государство из аристократической респуб-лики превратилось в империю с авторитарной формой правления.
Период правления Октавиана Августа считается золотым веком римской культуры. Больших успехов достигли просвещение и научная жизнь. Центрами научной деятельности были Александрия, Афины, Рим, Карфаген и др. Большое значение придавалось географиче-ским знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона, Птолемея, который создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволившую определить поло-жение планет на небе. Ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Плиний Старший создал энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного моз-га, дал первое анатомическое описание организма. Имелись школы для подготовки врачей. Значительны были и труды историков: «Римской истории от основания города» (142 тома) Тита Ливия, «Анналы» и «История» (14 томов) Тацита, «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» (50 биографий) Плутарха.
В философии сложилось два течения: эпикуреизм, который развивал идеи о естест-венном происхождении и существовании мира и человека, прославлял человеческий разум и призывал наслаждаться жизнью, считая главным источником наслаждения сам факт жизни; стоицизм, который представлял собой учение о достижении нравственного идеала, внутрен-ней духовной свободы и счастья через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от мирских соблазнов (богатство, почести знатность).
Среди искусств ведущее положение занимала архитектура. Витрувий в своем трак-тате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и раз-работал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооруже-ния различных строительных механизмов.
Римляне создали сводчато-замковую конструкцию арки, особенностью которой была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивал-ся замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упруго-сти. Эта конструкция применялась для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий. Мосты порой превышали длиной 3 км. Акведуки, или водоводы, под-нимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и дости-гали десятков и даже сотен километров; акведуки Рима имели протяженность 440 км. Значи-тельным сооружением был Колизей (амфитеатр вмещал более 50 тысяч зрителей и предна-значался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ; на его арене могли биться 2 тыс. гладиаторов одновременно).
Римское государство славилось высококачественными дорогами. В период империи были проложены 372 дороги общей протяженностью более 80 тыс. км. Дорожное полотно выкладывалось в траншее более 1 м глубиной и 4 м шириной, состояло из нескольких слоев – гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшей-ся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима.
Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; первыми стали строить специальные склады, крытые рынки, гостиные дворы, разработали новые типы зданий для нужд управления: канцелярии, суды, архивы. Римляне создали новый тип частного жилища с внутренним двором, бассейном и галереей; для плебса строились пятиэтажные дома, а для аристократии – виллы, окруженные парками, аллеями, искусственными прудами с фонтанами. Римляне первыми стали использовать водя-ное и паровое отопление.
В области техники римляне использовали все, что было известно эллинам: они знали винты, прессы, лебедки, метательные машины, рельсовые повозки, умели использовать силы воды, воздуха, пара. Вместе с тем римляне смогли внести и свой вклад в развитие техники. Они усовершенствовали греческий гребной корабль, и создали галеру с несколькими палу-бами и мачтами, которые были снабжены механизмами и могли опускаться. Римляне изо-брели водяные мельницы. Они смогли впервые наладить производство стандартизованных изделий, разработали технологию штамповки, применявшуюся для изготовления оружия и др.
Развитие литературы, особенно поэзии, отмечено творчеством Вергилия (эпический жанр), Горация (лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры), Овидия (любовная лирика и мифологическая поэма).
В I в. появились симптомы серьезного духовного кризиса общества. «Римская идея», как власть над всем миром, была реализована. На передний план шла идея «вечного Рима», которая ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Рим все больше превращался в общество потребления, лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев населения. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и мо-рального разложения. Неслучайно в Римской империи в I в. возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.
Отвергая ценности римского общества – власть, сила, физические удовольствия и на-слаждения, христианство противопоставило им любовь к Богу, равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных и обездоленных, обещая им в будущем из-бавление от рабства и нищеты. Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV в. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не смогла спасти римское общество.
Позднеимператорский период – III-V вв. В III в. Римская империя была охвачена сильнейшим кризисом: восстали и объявили о независимости почти все провинции, армия распалась, границы перестали существовать, разразилась сильнейшая инфляция, повсюду царили анархия и небывалый размах преступности.
В период поздней империи изменяется форма римского государства, утверждается неограниченная монархия восточного типа, лишенная всяких республиканских признаков. В 284 г. императором стал Диоклетиан, который благодаря реформам смог стабилизировать империю. Западную ее часть он отдал под контроль соправителю Максимиану, за собой ос-тавив Восточную, ввел постоянную армию на основе рекрутских наборов, установил подуш-ный налог, начал эмиссию золотой монеты, учредил 12 рангов чиновников. В 395 г. империя окончательно распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Констан-тинополе.
В V в. упадок империи привел к походам варваров на Рим. В 410 г. Рим в первый раз был захвачен вестготами, предводительствуемыми Аларихом, и разграблен. В 455 г. Рим был значительно разрушен вандалами. Наконец, в 476 г. вождь герулов Одоакр в очередной раз овладел Римом, сверг последнего римского императора и Римское государство прекрати-ло существование.
Причинами падения Римской цивилизации стали господство рабства, имперская поли-тика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали.
В поздней Римской империи рабство достигло апогея: раб был низведен до положения механизма, без каких-либо потребностей, желаний; при этом трудовые усилия считались не достойными свободного человека; даже читать и писать считалось постыдным для римлян, среди его граждан распространились праздность и паразитизм. Язычество поздней империи характеризовалось усилением оргиастических культов, сопровождавшихся чудовищными, даже по представлениям тогдашнего общества, вакханалиями; более изощренными и мас-штабными становились жертвоприношения. С усилением авторитарной власти императора гражданин был низведен до положения подданного, по отношению к которому стали воз-можны телесные и увечащие наказания; появилось множество видов смертной казни, пре-вращавшейся в театрализованное действие; человек утратил обычную защищенность; по су-ществу устанавливался режим репрессий.

Исторические личности:
Август (до 27 г. до н.э. Октавиан) (63 г. до н.э.-14 г.)  римский император, внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании; победой над римским полководцем Мар-ком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны, начавшиеся после смерти Цезаря.
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист; провел 20 лет в Академии Платона как слушатель и преподаватель, после смерти Платона путешествовал, стал учителем Александра Македонского, основал учебное заведение Ликей в Афинах.
Архимед (около 287-212 до н.э.) – знаменитый античный математик и физик, органи-затор инженерной обороны Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны, погиб при взятии города; разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахожде-ния площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел; автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.).
Гракхи Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) – братья, римские на-родные трибуны, пытались проведением демократических земельных реформ приостановить разорение крестьян; Гай предлагал также предоставить права римского гражданства италий-ским союзникам; погибли в борьбе с сенатской знатью, выступавшей против реформ.
Ликург – спартанский законодатель (IX-VIII вв. до н.э.), создал институты спартанско-го общественного и государственного устройства.
Македонский Александр (356-323 до н.э.) – царь Македонии; подчинил царство Ахе-менидов, Среднюю Азию, земли до р. Инд, создав крупнейшую державу.
Перикл (около 490-429 до н.э.) – афинский стратег (главнокомандующий); вождь де-мократической группировки; его законодательные меры (отмена имущественного ценза, за-мена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должно-стным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии.
Платон (около 428/427-348/347 до н.э.) – древнегреч. философ, ученик Сократа; ос-новал в Афинах собственную школу – Академию, члены которой занимались главным обра-зом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой; основные составляющие платоновской философии - учение о государстве, теория идей, этика и познание.
Сократ (около 470-399 до н.э.) – древнегреч. философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – т.н. со-кратического метода; был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении моло-дежи» и приговорен к смерти.
Цезарь Гай Юлий (102 или 100-44 гг. до н.э.) – римский диктатор, полководец; опира-ясь на армию, оказался во главе государства, сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей, стал фактическим монархом; был убит в результате заговора.

Ключевые даты:
776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр.
500-449 гг. до н.э. – Греко-персидские войны.
431-404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война между Афинами и Спартой.
334-329 гг. до н.э. – походы Александра Македонского.
753 г. до н.э. – основание Рима.
451 г. до н.э. – «Законы XII таблиц».
509 г. до н.э. – установление республики.
264-146 гг. до н.э. – Пунические войны.
168 г. до н.э. – завоевание Греции.
I в. – возникновение христианства.
27 г. до н.э. – установление империи.
410 г. – захват Рима Аларихом.
455 г. – разграбление Рима вандалами.
476 г. – падение Западной Римской империи.

Основные понятия:
Ареопаг – в Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, суд и др. функции; состоял из пожизненных членов – представителей родовой аристократии.
Архонт – один из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афи-нах; в V в. до н.э. должность архонта утратила политическое значение вследствие усиления роли стратегов и замены выборов назначением по жребию.
Доминат – неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени им-ператора Диоклетиана (конец III в.).
Илоты – в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства; были прикреплены к земельным участкам спартиатов.
Комиций – народное собрание в Римской республике; старейшей формой являлся ку-риатский комиций, затем центуриатский и трибутский, которые различались компетентно-стью и функциями.
Консулы – в Древнем Риме два высших должностных лица, избиравшихся на 1 год; обладали высшей гражданской и военной властью, в эпоху империи утратили реальное зна-чение.
Курия – в Древнем Риме граждане делились на курии – союзы мужчин-воинов; по ку-риям собирались народные собрания.
Метеки – в Др. Греции чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю, не имели по-литических прав; среди них встречались богатые рабовладельцы, торговцы, владельцы ре-месленных мастерских.
Патриции – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в ро-довую общину, составлявшее римский народ и противостоящее плебеям; затем – родовая аристократия.
Плебеи – в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родо-вую общину и не имевшее прав на землю; в результате упорной борьбы с патрициями доби-лись включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями.
Полис – город-государство, форма социально-экономической и политической органи-зации общества и государства в Др.Греции и Др.Италии; полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права, часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан.
Принципат – форма монархии, при которой сохранялись республиканские учрежде-ния, но власть фактически принадлежала одному человеку – принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 г. до н.э. до 193 г.
Сенат – в Древнем Риме коллегиальный представительный орган знати; утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами и соблюдением священных ритуалов.
Тирания – в древнегреческих полисах форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении; возникла в VII-VI вв. до н.э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом; реформы тиранов были направле-ны на улучшение положения демоса, развитие ремесла и торговли.

Источники:
Греческий историк Ксенофонт (430 – 353 до н.э.) о Спарте (извлечения):
… Что в Спарте особенно строго повинуются властям и законам, это мы все знаем. В других государствах люди более влиятельные даже не хотят проявлять страха перед властя-ми, считают это недостойным свободных людей; в Спарте же самые влиятельные и повину-ются властям строжайшим образом и гордятся своим смирением и тем, что по зову начальст-ва, они в своем усердии не подходят, а подбегают, считая, что подаваемый ими пример глу-бокого повиновения внушит такую же исполнительность и прочим.
… Достойно восхищения у Ликурга и то, что он заставил граждан предпочитать пре-красную смерть постыдной жизни… Он явно предуготовил благополучие доблестным злую участь трусам.
… Если бы кто-нибудь спросил моего мнения о том, остаются ли еще и теперь законы Ликурга незыблемыми, то на это, клянусь Зевсом, я не мог бы дать решительного ответа. Я знаю, что раньше лакедемоняне (Лакедемон – второе название Спарты - авт.) предпочитали скромно жить в общении друг с другом у себя на родине, чем быть гармостами (наместника-ми) в городах и, слыша лесть, подвергаться ее губительному влиянию. Я знаю, что раньше они боялись открыто владеть золотом; теперь же некоторые даже хвастаются. Что его имеют. Небезызвестно мне и то, что раньше из-за золота изгоняли из Спарты иностранцев, и спар-танцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужестранцев лег-комыслием; а теперь мне известно, что люди, занимающие, по-видимому, первенствующее положение, хлопотали о том, что бы бессменно оставаться наместниками в чужой стране. …Теперь они гораздо больше хлопочут, чтобы достигнуть власти, чем о том, чтобы стать ее достойными. …Нечего удивляться тому, что спартанцы теперь на дурном счету у греков, так как они явно не повинуются ни богу, ни законам Ликурга.
Греческий историк Перикл об Афинах (извлечения):
У нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других, чем подражаем кому-нибудь. И называется наш строй демо-кратией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в честных спорах все пользуются одинаковыми правами, по уважению же преиму-щество в общественных делах обусловливается той репутацией, какую каждый в чем-нибудь имеет, не поддержкой какой-нибудь партии, а способностями; не бывает также и того, чтобы человек, способный пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь дос-таточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в госу-дарственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что не выказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему, не выказываем при этом досады… Общительные без всякой до-кучливости в частных отношениях, мы особенно боимся противозакония в общественных делах… Точно так же и от трудов мы предоставили для мысли самые многочисленные сред-ства отдохновения – устраиваем состязания, совершаем годичные жертвоприношения, а так-же располагаем великолепными частными сооружениями, которые, давая ежедневное насла-ждение, рассеивают печаль. Кроме того, благодаря величине нашего государства к нам сте-кается со всей земли решительно все, и мы можем пользоваться столь же удобно теми блага-ми, которые производятся у нас здесь, как и теми, которые производятся у других людей…
Древнеримский автор Цицерон (извлечения):
Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?
… Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе вни-мание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни обдуманно и беспечно.
… Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше живот-ных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем, Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И ес-ли мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство че-ловеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, стро-го и трезво.
Древнеримский авторСенека (извлечения):
…Блаженную жизнь создает дух свободный, высокий неустрашимый, непоколеби-мый, дух без всякого страха и без страстного желания, для которого единственное благо – честь, единственное зло – бесчестье. Все прочее – куча презренных вещей, не отнимающих ничего от блаженной жизни и ничего к ней не прибавляющих… Человек, установивший жизнь на таком основании, необходимо, хочет он или нет, унаследует постоянную веселость, а также высшую и свыше приходящую радость, так как он радуется только тому, что свойст-венно ему самому, и не стремится ни к чему, что вне его.
Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прель-стит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.
Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя луч-ше; допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше.
Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через сенат, тех сенаторов, что в милости, иногда же – тех лю-дей, кому на погибель народу отдана власть над народом. Сделать всех этих людей друзьями слишком хлопотно – довольно и того, чтобы они не были тебе врагами. Поэтому никогда мудрец не станет гневить власть имущих, наоборот, он будет уклоняться от их гнева, как мо-реход от бури.

Дополнительно по данной категории

19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
27.01.2014 - Баруха Спиноза
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование