Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства му-сульманског

История После смерти Мухаммеда во главе государства встал халиф, который обладал абсо-лютной властью – религиозной и светской. Он был главой мусульманской общины, предво-дительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях и чеканилось на мо-нетах.

По вопросу о том, кто может быть халифом, в исламе сложились три доктрины: ши-изм, суннизм и хариджизм. Сунниты утверждали, что халиф избирается из числа муджта-хидов, т.е. из числа наиболее уважаемых членов мусульманской общины, причем правом го-лоса обладают только сами муджтахиды. Шииты считали, что власть халифа передается только в роде пророка, а значит главой должен был стать его двоюродный брат и зять Али. Хариджиты полагали, что халифом может быть избран любой мусульманин любого соци-ального и этнического происхождения, и в выборах могут участвовать все верующие.
Мнение большинства склонилось в пользу суннизма и первым преемником Мухамме-да был избран его сподвижник Абу Бекр (632-634 гг.). Он вел успешные военные походы и распространил власть ислама на всю Аравию. Следующий правитель - Омар ибн-Хаттаб (634-644 гг.) осуществил завоевание Ирана, Египта, Сирии, Палестины. Халиф Омар ввел гражданскую администрацию по образцу иранской, учредил диваны, установил налоги, ввел плату воинам. Халиф Осман ибн-Аффан (644-656 гг.) создал коллегию четырех во главе с личным секретарем Мухаммеда Зайдом ибн Сабитом для изучения всех существующих вер-сий Корана и сведения их в один канон. В 651 г. канонический текст был обнародован, все прочие отклоняющиеся от него версии были уничтожены. Коран считался непереводимым. При Османе арабский язык стал не только единственным сакральным языком, но и общего-сударственным, распространенным во всех завоеванных странах.
Халиф Али (656-661 гг.), двоюродный брат и зять Мухаммеда, пришел к власти во время восстания хариджитов. Приход к власти Али не уничтожил раскола между шиитами и суннитами. Против Али поднял восстание наместник в Сирии Муавия, глава одной из про-винций халифата, который отказался признать его халифом. В 661 г. Али пал на выходе из мечети от руки убийцы. После гибели халифа Али к власти в халифате пришел Муавия, ко-торый основал династию Омейядов. Столицей халифата стал сирийский город Дамаск. После смерти Муавии в 680 г. борьба за власть вспыхнула с новой силой. Со временем религиозные и этнические противоречия привели к распаду единого халифата. Уже в X в. помимо багдад-ского халифа были кордовский и каирский халифы.
Халиф из династии Омейядов – Абд аль-Малик ибн Марван унаследовал халифат в 685 г. Он восстановил древнюю хозяйственную жизнь Мессопотамии и, введя единую де-нежную единицу, способствовал развитию новой экономической системы мусульманского мира. Также были созданы специальные учреждения, в обязанности которых входило веде-ние финансовой отчетности, и сбор налогов. Абд аль-Малик учредил систему почтовых маршрутов, чтобы ускорить связь и коммуникации с отдаленными краями империи. И что наиболее важно – он ввел арабский язык в качестве официального языка делопроизводства, заменив, таким образом, греческий и пахлави. Этот правитель распространил свою власть на востоке до Индии; на западе до Северной Африки, откуда арабы направились к берегам Ат-лантического океана. Завоевание этих территорий послужило причиной установления араба-ми связей и отношений с ранее неизвестными им народами и цивилизациями. Распростра-нившись среди них, исламская культура, в свою очередь обогатилась достижениями науки и литературы этих древнех цивилизаций.
В 747 г. в результате мятежа правление династии Омейядов подошло к концу. К вла-сти был приведен потомок дяди Мухаммеда аль-Аббас, основавший династию Аббасидов. Аббасиды преобразовали арабскую империю в многонациональную мусульманскую. Они перенесли свою вотчину из Сирии в Ирак, где построили новую столицу Багдад.
Второй халиф этой династии - аль-Мансур - продолжил преобразования и реформы в управлении империей. По заимствованному от персов образцу был введен важный пост ви-зиря – главного советника. В действительности визирь был гораздо больше, чем просто со-ветник: когда власть халифа ослабевала, он становился самым могущественным человеком империи. Также была усовершенствована система почтовой связи Омейядов, которая пре-вратилась в секретную разведывательную службу. Во времена правления Аббасидов была создана также литература, предназначенная для обучения в духовных классах, возникших к тому времени. Поскольку все делопроизводство велось на арабском языке, для неарабоязыч-ных граждан империи, стремившихся устроиться на государственную службу, были написа-ны учебники правильного словоупотребления.
Одним из достижений Аббасидов было развитие торговли. Была усовершенствована финансовая система, мусульманские торговцы основали торговые поселения в таких отда-ленных землях как Индия, Филиппины, Малайзия, Ост-Индия и Индокитай.
В 786 г. халифат возглавил Харун ар-Рашид. Правление этого халифа и его преемни-ков знаменовало наивысший расцвет империи в эпоху династии Аббасидов, отмеченный не-превзойденными тогда достижениями во всех областях: науке, технологиях, литературе – особенно библиографии, истории и языкознании.
В IХ в. доминирующую роль в центральных областях державы Аббасидов стали иг-рать волны новых переселенцев, особенно тюркские народности, мигрировавшие из степных и горных районов Средней и Центральной Азии. В Багдаде халифы пользовались все более эфемерной политической и военной властью, хотя в их руках до самого конца сосредоточи-валось огромное символическое и нравственное влияние. Практические заботы о государстве и ведение войн перешли к сильным вождям, принимавшим титулы эмиров («начальников») и султанов («правителей»). Формально султан избирался знатью из самого сильного рода. Обязательным актом легитимизации султанской власти было признание ее обладателя хали-фом. Султан осуществлял назначения на все гражданские и военные должности. Он назначал визира – главу правительства. Визиру подчинялись сахибы – министры, возглавлявшие ве-домства центрального управления.
Весьма специфическим в мусульманском государстве было право собственности на землю. Собственником всей земли считался Аллах. Верховным распорядителем земель от его имени выступал халиф. Существовала личная собственность халифа – савафи и собст-венность мусульманской общины – вакф. И та, и другая не подлежали отчуждению и нало-гообложению. В дальнейшем статус савафи приобрела собственность султана. Султан мог раздавать завоеванные земли в качестве условных держаний – икта своим офицерам и чи-новникам. Наконец, в мусульманском праве, в отличие от других восточных правовых сис-тем, была известна частная собственность на землю – мульк, предполагавшая права пользо-вания, владения и распоряжения.
Налогообложение учитывало разделение общества на мусульман и немусульман. Му-сульмане платили десятину. Обеспеченные мусульмане ежегодно выплачивали религиозный налог – закят в пользу уммы. Немусульмане обязаны были платить джизью – подушный на-лог и харадж – поземельный налог, варьировавшийся от 1/3 до 2/3 урожая. Принявший ислам тотчас же освобождался от уплаты джизьи и хараджа. Эта религиозно-экономическая поли-тика обусловила сравнительную легкость массовой исламизации завоеванных стран.
В IX-Х вв. халифы не могли более полагаться на преданность своей армии и были вы-нуждены рекрутировать турков Трансоксании и Туркестана. Последствием этого стало гос-подство в халифате личной гвардии халифа. Турки назначали и смещали правителей по сво-ему усмотрению. Эта тенденция ускорила распад верховной власти. Несмотря на то, что ре-лигиозная власть в халифате Аббасидов сохранялась в неизменном виде, следующие четыре столетия политическая власть была рассеяна среди большого числа независимых государств, правители которых формально подчинялись халифу.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование