Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и с

История Влияние ислама на Европу в средние века было многоплановым и разносторонним, оно коснулось в большей или меньшей степени всех уровней европейского общества, охва-тило самые различные сферы: бытовую, торгово-экономическую, техническую, политиче-скую, литературную, научную, философскую, религиозную. Мыть руки перед едой, посе-щать бани и т.п. вошло в привычку европейцев после знакомства с арабо-мусульманской ци-вилизацией. Благодаря возросшим международным связям, она постепенно привнес ла большие изменения в образ питания средневековых европейцев, добавив к их рациону такие восточные овощи и фрукты как сливы, артишоки, абрикосы, цветная капуста, сельдерей, ук-роп, кабачки, тыкву и баклажаны, а также рис, сорго, новые сорта пшеницы, финики и са-харный тростник.

Во время крестовых походов христиане были просто поражены роскошью и эффект-ностью искусства мусульман. Дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры оказали огромное революционизирующее значение на всё европейское искусство. Наибольшее влия-ние на европейское художественное искусство оказал знаменитый мусульманский орнамент. Его сила, изящество, смелость свидетельствует одновременно, как о фантазии, так и о мате-матическом образе мыслей. Его сильное воздействие увело искусство европейского средне-вековья еще дальше от классического наследия, еще более обогатив средневековье много-численными дотоле неизвестными фантастичными декоративными элементами.
Европейцы заимствовали у арабов нумерацию, и с XI в. стали использоваться араб-ские цифры. Тогда же в Европе стала известна «алгебра», обязанная своим становлением и самим названием арабам.
Общепризнанно влияние арабских наук на развитие европейской медицины и астро-номии. В области философии - это влияние учения Ибн Рушда, труды которого в Европе с изобретением книгопечатания только во второй половине XV в. издаются шесть раз; это также проблемы, связанные с влиянием взглядов Ибн Сины, заимствованием понятийных категорий, которые были разработаны мусульманскими теологами (например, понятие атри-бута).
Неоспоримым историческим фактом является то, что исламские университеты оказа-ли огромное влияние на формирование европейских университетов, создававшихся по об-разцу медресе на организационной модели и научном наследии исламских университетов Андалусии. Исламские университеты Андалусии, которые притягивали к себе студентов не только из Испании и стран Магриба, но и со всей Европы.
Во многом благодаря освоению европейцами арабо-мусульманской учености в ХII в. произошло сближение теологии с физикой и метафизикой. Первые оригинальные труды по метафизике были написаны переводчиками с арабского. Арабо-мусульманской культуре средневековая Европа обязана знакомством со многими произведениями Аристотеля.
Однако, в ХIV-ХV вв. появились признаки культурного отчуждения европейцев от арабо-мусульманского мира. Это отчуждение вовсе не привело к свертыванию связей между двумя культурами. Напротив, дипломатические контакты становились более регулярными, торговые отношения расширялись. Да и в области естествознания, медицины, а отчасти и философии европейцы продолжали обращаться к арабским источникам за необходимыми знаниями. Но в познавательном плане некогда живой интерес к арабо-мусульманской мысли стал угасать.
В целом, в отличие от спокойной и даже индифферентной позиции мусульман по от-ношению к Европе, отношение христиан к исламу было эмоциональным и духовно неприми-римым. Ислам был «вызовом», он требовал ответа и постоянного внимания к себе. Чтобы успешно бороться с верой могучего и опасного соперника, ее надо было изучать.
Таким образом, ислам не только дал Европе новые знания, он существенно повлиял на характер развития культурных процессов, во многом способствовал формированию европей-ского самосознания. Само понятие «христианская Европа», да и вообще представление о Ев-ропе как определенной территориальной и культурной целостности, складывается у евро-пейцев только в ходе Реконкисты в Испании и Крестовых походов, т.е. возникает из проти-вопоставления себя мусульманскому миру.
В то же время многие исследователи, такие как Дж. Хадсон, Х.А.Р. Гибб, Х. Станг во-обще склонны рассматривать ислам как часть западной цивилизации, а границу между Запа-дом и Востоком проводят восточнее мусульманских земель.
Значение исламской цивилизации в современном мире настолько велико, что многие его явления находят отражение в мировых событиях и процессах, которые, в свою очередь, преломляются в мусульманских обществах и становятся объектом пристального внимания его интеллектуалов. От того, какие варианты развития мусульманского сообщества они предложат, во многом зависят судьбы мировой цивилизации. Несмотря на появление новых принципов развития, таких как: секуляризация политической и социально-экономической жизни в ряде мусульманских обществ, отказ от единой уммы в пользу многоконфессиональ-ного арабизма и др., большинство мусульман ищут ответы на вызовы времени в религии.
Основной тенденцией в развитии мусульманской общественно-политической мысли можно выделить восприятие демократии в контексте базовых основ исламской политиче-ской доктрины. Многие мыслители и богословы считают ее из всех форм правления в со-временном мире наиболее близкой к исламу и даже предтечей исламского государства. Раз-витие представлений о современном мусульманском демократическом обществе, а также эмиграция мусульман в другие государства ставит вопрос о предоставлении больших прав в мусульманском государстве немусульманам, вплоть до полного уравнения. Сегодня многие выступают за предоставление всем гражданам одинаковых прав, ссылаясь на пересмотр ран-него подхода к концепции «покровительствуемых».
Проблема возрождения халифата теряет свою актуальность. Напротив, ряд авторитет-ных деятелей призывают своих единоверцев сконцентрировать все силы на интеграции в то общество, в котором они живут. С позиций халифатизма (т.е. воссоздания общемусульман-ского государства) выступают ряд радикальных групп, которые заняты, прежде всего, борь-бой с режимами внутри стран их деятельности. Более активно обсуждается тема региональ-ной интеграции в духе Европейского сообщества.
Стремление мусульманок активно участвовать в общественно-политической жизни не противоречит кораническим принципам, но нарушает традиционные устои и требует опре-деленного оформления, что вызывает недовольство части общества.
Достижения мусульманской общественно-политической мысли, экономическое раз-витие, внутриполитическое положение и международная деятельность мусульманских госу-дарств демонстрируют тенденцию возрастания роли исламской цивилизации в мировом раз-витии.

Исторические личности:
аль-Курсави Абу-н-Наср – татарский мыслитель, родоначальник религиозного рефор-маторства, призывавший к активному мышлению, правотворчеству, новой трактовке му-сульманских канонов путем абсолютного иджтихада.
аль-Фараби – выдающийся философ, построивший целостную систему философского наследия Аристотеля, создавший классификацию наук и разработавший социально-политическое учение о государстве и власти.
Ататюрк – лидер Турции; реформатор, начавший секуляризацию Османской импе-рии, упразднивший институты султаната и халифата и провозгласивший республику.
Ибн Рушд (Аверроэс) – арабский философ, исследователь учения Аристотеля, ком-ментарии к произведениям которого получили самостоятельную ценность, создатель кон-цепции «двойственного пути к истине».
Ибн Сина (Авиценна) – выдающийся ученый, систематизировавший все современные ему философские и научные знания; автор «Канона врачебной науки», обобщившей опыт греческих, римских, персидских, среднеазиатских, индийских врачей, и автор «Книги спасе-ния», создавшей новое толкование интеллектуальной природы сотворения Богом мира.
Омар Хайям - классик персидской поэзии, выдающийся философ, математик и астро-ном.
Пророк Мухаммед – основатель ислама.
Шихаб ад-дин Марджани – татарский ученый-энциклопедист, историк-востоковед, религиозный реформатор, стремившийся приспособить мусульманское право к потребно-стям общества, гражданско-административную и правовую область жизни мусульман к но-вой социокультурной ситуации второй половины XIX в.
Юсуф Кардави (Карадави) – глава Международной ассоциации улемов, разработчик системы и механизмов исламского банкинга, публицист, писатель, поэт.

Ключевые даты:
622 г. – переселение Мухаммеда из Мекки в Медину, начало мусульманского летоис-числения.
VII в. – создание арабами теократического государства - халифата.
656-661 гг. – гражданская война в халифате и раскол ислама.
750 г. – переход власти халифа от династии Омейядов к династии Абассидов.
1047 г. – прекращение практики иджтихада и консервация мусульманской суннитской политико-правовой мысли, связанная с принципом следования авторитету (таклидом).
1055 г. – завоевание Багдада турками-сельджуками и распад халифата.
IХ-ХII вв. – период расцвета мусульманской культуры и ее лидерства в мировой мате-риальной и духовной культуре.
1258 г. – гибель Багдадского халифата под ударами монголо-татар, возникновение мамлюкского султаната в Египте.
Конец ХV-начало ХVI вв. – кризис международной торговли на Ближнем Востоке и угасание мусульманских центров транзитной торговли в связи с великими географическими открытиями.
1517 г. – завоевание турками-османами мамлюкского Египта и принятие титула хали-фа османским султаном Селимом I.
XVI в. - появление державы Сефевидов в Персии и государства Великих Моголов в Индии.
1798 г. – завоевание Египта Наполеоном и начало политического кризиса Османской империи.
1924 г. – упразднение халифата турецким правительством Мустафы Кемаля.
1969 г. – создание Организации Исламская конференция, основного органа межгосу-дарственного сотрудничества в рамках исламского мира.

Основные понятия:
Иджтихад - суждения авторитетного знатока религии для широкого круга мусульман по юридическо-богословским вопросам, не нашедшим конкретного отражения в Коране или Сунне.
Коран – священная книга, согласно исламскому вероучению, ниспосланная Богом пророку Мухаммеду.
Мазхабы – богословско-правовые школы, имеющие равноценное значение.
Муджтахид - человек, имеющий достаточно знаний для того, чтобы понимать и тол-ковать источники шариата.
Султан - титул мусульманского светского правителя, легитимизация власти которого наступала после признания халифом; осуществлял назначения на все гражданские и военные должности.
Сунна – свод поступков и действий пророка Мухаммеда и первых халифов, догмати-зированных как источник и норма поведения мусульманина.
Суннизм – направление в исламе, признающее в качестве его источников Коран, Сун-ну, а также идиему – согласованное мнение.
Суфизм – практика аскетизма в исламе, направленная на познание Бога и приближе-ние к нему через самосовершенствование.
Таклид - следование мнению раннеисламских авторитетов, принятому традиционным суннитским исламом.
Фетва – заключение, оценка какой-либо ситуации с позиций шариата и фикха, давае-мое муфтием или группой знатоков шариата и фикха, либо особым органом.
Фикх – систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придер-живаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обря-дов, в быту и в светских взаимоотношениях.
Хадисы – предания о жизни пророка Мухаммеда.
Хариджизм – направление в исламе, признающее принцип выборности политическо-го лидера мусульманской общиной.
Шариат – свод правовых и теологических нормативов, регламентирующих ислам-ский образ жизни.
Шиизм – направление в исламе, признающее в качестве его источников лишь Коран и Сунну; при этом Сунна имеет редакцию отличную от суннистской, в частности, в Сунну включаются высказывания и поступки членов семьи пророка Мухаммеда и некоторых его потомков.
Эмир – правитель наместничества.

Источники:
Хадисы в переводе В. Прохоровой
Аль-Ахадис аль-'Кудсийа:
… Один человек, который жил до тебя, был призван к ответу. В его (поведении) не нашлось ничего хорошего, разве что он всегда находился среди людей и, будучи весьма бо-гатым, он приказывал своим слугам освобождать всякого, кто находился в стесненном мате-риальном положении от уплаты долга. Он (Пророк) поведал (нам) о том, что Аллах сказал: "В Своей щедрости Мы еще более достойны, чем вы в вашей. Отпустите его".
…Еще до тебя жил среди людей один человек, у которого была (никак не заживающая и чрезвычайно болезненная) рана. Он испытывал такие мучительные боли, что однажды (не в силах больше терпеть) он взял нож, сделал (глубокий) порез на руке и (вскоре) скончался от потери крови. Всевышний Аллах сказал: "Мой слуга сам опередил Меня. Я запретил ему Рай".
Фетва шейха Юсуфа Кардави: «Кто оживит нашу религию, в наше время?»
Вопрос:
Кто оживит нашу религию в соответствии с хадисом благословенного Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится: «Аллах каждые сто лет воздвигнет пред этой общиной того, кто оживит для нее ее религию».
Ответ:
… Этот хадис – лучик надежды, который вдыхает жизнь в мусульманскую умму и призывает отбросить уныние и разочарование, и укрепиться в вере, что Всемогущий Аллах не оставит общину свою в слабости, разобщенности и раздорах. Из века в век Всемогущий Аллах выдвигает из своей общины того, кто помогает в ее объединении, оживляет ее, про-буждает в мусульманах чувство большей ответственности.
Такого рода обновление и оживление религии означает духовное возрождение уммы через углубления понимания религии и направления на истинный путь.
Большинство мусульманских ученых считает, что упомянутый в хадисе «тот, кто оживит нашу религию» означает человека, которого Аллах наделил выдающимися мораль-ными качествами и талантом ученого. Это позволяет такой личности оживить религиозное учение, сделать его актуальным для своего времени. «Оживление» религии происходит через вклад выдающегося ученого в знание Истины, совершение добрых дел, или предводительст-во мусульман в великом джихаде на пути Аллаха.
Исследователи также пытаются идентифицировать таких лидеров-реформаторов с конкретными именами. Так, например, большинство ученых согласны, что критериям по-добной личности соответствует второй праведный халиф Умар ибн Абд аль-Азиз, во втором столетии хиджры «оживителем» может считаться Ибн Дакик аль-Айд. Но, что касается вы-дающихся мусульманских деятелей более поздних времен, то здесь мнения ученых сильно расходятся.
По моему суждению, упомянутый в хадисе «тот, кто...» может представлять собой как одного человека, так и группу лиц. Эта группа может включать в себя ученых, правителей, общественных лидеров, учителей религии и т. п. Они могут работать порознь, либо объеди-нятся в сообщества и ассоциации. И свою деятельность такие персоны могут вести в разных областях – кто-то в деле дауата, кто-то в культуре, юриспруденции, педагогике или социаль-ной политике, экономике и т. д. Лучше, конечно, если они делают это дело сообща, так как поодиночке они будут гораздо слабее, тем более перед лицом возможного противника.
Мнение о том, что обновление и реформа религиозной жизни – дело одной личности побуждает мусульман к несколько пассивному ожиданию подобного реформатора.
Я считаю, что обновление и оживление религии должно стать целью всех мусульман, объединенных в различные группы, богословские школы, или общественные движения. Ка-ждый мусульманин, ревностный в вере своей вере должен принять в этом деле посильное участие. Таким образом, вопрос не в том, кто обновит нашу религию, а в том, что каждый из нас может сделать для обновления нашей религии.
Аллах Всевышний знает лучше».
По материалам сайта ИсламИнфо.ру

Устав Организации Исламская конференция (извлечение):
…Целями ОИК являются:
1. Укрепление исламской солидарности между государствами-членами.
2. Поддержка сотрудничества между государствами-членами в научной, культурной, социальной, экономической и других жизненно важных областях, а также проведение кон-сультаций между государствами-членами в международных организациях.
3. Содействие ликвидации расизма и колониализма во всех его формах.
4. Проведение необходимых мероприятий для поддержания международного мира и безопасности, основанных на справедливости.
5. Координация действий во имя освобождения и сохранения целостности Святых мест и поддержки борьбы палестинского народа и оказания ему помощи во имя возвращения его прав и освобождения его территории.
6. поддержка борьбы всех исламских народов во имя сохранения их достоинства, не-зависимости и национальных прав.
7. Создание условий для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между го-сударствами-членами и другими государствами.
…Государства-члены постановляют и принимают обязательства во имя осуществле-ния целей Устава руководствоваться следующими принципами:
1. Полное равенство между государствами-членами.
2. Уважение права на самоопределение и невмешательство во внутренние дела госу-дарств-членов.
3. Уважение суверенитета, независимости и целостности территории каждого госу-дарства-члена.
4. Решение мирными средствами споров, которые могут возникнуть между государ-ствами-членами, путем переговоров или посредничества, или примирения, или арбитража.
5. Воздержание государств-членов в отношениях между собой от применения силы или угрозы ее применения против целостности и неприкосновенности территории или поли-тической независимости любого государства – члена Организации.
…Устав зарегистрирован в Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН 1 февраля 1974 года».
Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. отношения, 1991. С. 184-188.

Всеобщая исламская декларация прав человека (19 сентября 1981 г.) (извлечение):
… Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и должны предприниматься все усилия для ее защиты. В частности, никто не должен подвергаться ранению или быть предан смерти, кроме как властью Закона. …После смерти, как и при жизни, неприкосновенным ос-тается священный характер тела человека…
…Человек рождается свободным. Не должно быть никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона. …Любой человек и любой народ имеет неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую, и должны иметь право бороться всеми доступными спосо-бами против нарушения или отмены этого права. Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц и/или народов в этой борьбе.
…Все люди равны перед законом и имеют право на равные возможности и на одина-ковую защиту Закона. …Все люди должны получать равную плату за равный труд…
…Любой человек имеет право на то, чтобы с ним обходились в соответствии с Зако-ном и только в соответствии с Законом. …Любой человек не только имеет право, но и обязан протестовать против несправедливости. Он должен иметь право обратиться в предусмотрен-ном Законом порядке к властям в случае нанесения ему необоснованного ущерба. Он имеет право защищаться в случае, если ему предъявлено обвинение, и добиваться справедливого решения независимого суда в случае спора с государственными властями или любым лицом. …Любое лицо имеет право и долг защищать права любого другого лица или всей общины (хизба). …Никто не должен подвергаться дискриминации за стремление защищать свои ча-стные или общественные права. …Каждый мусульманин имеет право и долг отказаться вы-полнить приказ, противоречащий Закону, от кого бы ни исходил этот приказ.
…Никто не может быть признан виновным в совершении правонарушения и понести наказание, если доказательство вины не было признано независимым судом. …Наказание должно назначаться в соответствии с Законом, пропорционально тяжести правонарушения и с учетом обстоятельств, при которых оно было совершено…
…Никакой человек не должен подвергаться психическим или физическим пыткам, унижению, угрозе причинения вреда ему или тому, кто ему дорог, кому он сочувствует, на-силию с целью получения признания в совершении преступления, принуждению соглашать-ся с действиями, приносящими вред его интересам.
…Всякий человек имеет право защищать свою честь и репутацию от клеветы, необос-нованных обвинений и умышленных попыток диффамации и шантажа.
…Принцип Корана «В религии нет принуждения» должен определять религиозные права немусульманских меньшинств. …В мусульманской стране религиозные меньшинства для ведения своих гражданских и личных дел должны иметь возможность выбора между ис-ламским Законом и их собственными законами.
…Как предусмотрено Законом, любой член общины (Уммы) имеет право занимать государственную должность. …Процесс свободной консультации (шура) является основой административных отношений правительства с народом. В соответствии с этим принципом народ также имеет право выбирать и смещать своих правителей.
…Любой человек имеет право выражать свои мысли и убеждения в рамках, преду-смотренных Законом. Напротив, человек не имеет права распространять ложь, сведения, ко-торые могут оскор***ть общественные приличия, клевету, наносить вред репутации других лиц. …Поиски знания и правды являются не только правом, но и обязанностью всякого му-сульманина… …Никто не должен ни презирать, ни осмеивать религиозные убеждения дру-гих лиц, ни способствовать общественной враждебности по отношению к ним. Уважение ре-лигиозных чувств других обязательно для всех мусульман.
…Всякий человек имеет право на свободу совести и вероисповедания в соответствии со своими религиозными убеждениями.
…Всякий человек имеет право индивидуальным образом или коллективно участво-вать в религиозной, общественной, культурной и политической жизни своей общины и соз-давать институты и органы, предназначенные для определения того, что хорошо (мааруф), и противодействия тому, что плохо (мункяр). …Всякий человек имеет право создавать инсти-туты, позволяющие осуществить его права…
…В своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природ-ными богатствами… …Все люди имеют право добывать средства к существованию в соот-ветствии с Законом. …Всякий человек обладает правом собственности, которой он владеет индивидуально или совместно с другими лицами… …Бедняки имеют право на определен-ную часть состояния богатых, установленную закятом и выделяемую в соответствии с Зако-ном. …Все средства производства должны использоваться в интересах всей общины (Уммы); запрещается не принимать их в расчет или плохо ими распоряжаться. …исламский Закон за-прещает монополии, чрезмерно ограничительную коммерческую деятельность, ростовщиче-ство, использование принудительных мер при заключении сделок и публикацию лживой рекламы. …Разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общины (Уммы) и не нарушают исламские Законы и ценности.
…Никакое имущество не может быть экспроприировано, если это не отвечает обще-ственным интересам. Экспроприация возможна при условии уплаты справедливой компен-сации.
…Ислам чтит труд и человека труда… Он должен не только регулярно получать за-работанное, но и иметь право на достаточный отдых и досуг.
…Всякий человек имеет право на пищу, жилье, одежду, образование и на медицин-ское обслуживание в зависимости от ресурсов общины. Эта обязанность общины распро-страняется в особенности на всех тех, кто не может обеспечить себя сам в силу временной или постоянной недееспособности.
…Всякий человек имеет право вступить в брак, создать семью и растить детей в соот-ветствии со своей религией, своими традициями и культурой… …Каждый из супругов имеет право на уважение и почитание со стороны другого… …Всякий ребенок имеет право быть на иждивении родителей и расти в семье. Запрещается заставлять работать маленьких детей и подвергать их нагрузкам, вредным для их естественного развития. …Если в силу каких-либо причин родители не способны выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, общи-не надлежит выполнять эти обязанности за счет общественных ресурсов. …Всякий человек имеет право на материальную поддержку, так же как и на заботу и защиту семьи в детстве, в старости или в случае недееспособности. Родители имеют право на материальную поддерж-ку, так же как и на заботу и защиту со стороны детей. …Материнство имеет право на уваже-ние, заботу и особую помощь со стороны семьи и общественных органов общины (Уммы)… …Никто не может вступить в брак против своей воли, утратить полностью или частично свое юридическое лицо вследствие вступления в брак.
…Всякая замужняя женщина имеет право:
…получать средства, необходимые для поддержания такого уровня жизни, чтобы он был не ниже, чем у ее супруга, а в случае развода получать в течение периода законного ожидания (идда) содержание, соответствующее средствам ее мужа, для себя самой, так же как и для детей, которых она кормит и воспитывает;… …потребовать и получить расторже-ние брака (хула) в соответствии с положениями Закона;… …на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем, если она разведена, конфиденциального характера той информации, ко-торой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам. Такая же обязанность лежит на ней по отношению к супругу или бывшему супругу.
…Всякий человек имеет право получить образование в зависимости от своих природ-ных способностей. …Всякий человек имеет право свободы выбора профессии и карьеры, по-лучения возможностей для полного развития своих природных способностей.
…Всякий человек имеет право на защиту своей личной жизни.
…любой мусульманин должен иметь право на свободный въезд в любую мусульман-скую страну и на свободный выезд из нее…
Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. отношения, 1991. С. 195-199.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование