Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » История

Особенности средневековой Европы

История Необходимо отметить цивилизационные особенности средневековой Европы. Сред-невековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии был ко-роль. Его верховенство носило личный, частноправовой характер. Он был сеньором круп-нейших феодалов, которые выступали его вассалами. Власть короля основывалась на дого-воре, на пожаловании им земель (феода). Крупные феодалы получали земли под условие не-сения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были баро-ны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У этих последних в непосредственном подчинении были только крестьяне. Основой феодального строя высту-пала монопольная собственность феодалов на землю и личная зависимость крестьян от фео-дала. За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде отработок), продук-товую или денежную.

В феодальном обществе было два основных класса: феодалы и крестьяне, однако, для него было свойственно и более конкретное сословное деление. Общество средневековой Ев-ропы состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие - горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными.
Одной из отличительных черт средневекового общества был корпоративизм. Средне-вековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Средневековыми корпорациями были сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.
Характерный признак средневековй Европы – господство христианства, которому были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Однако христианство в Средневеко-вье не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую и право-славную. Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. В ка-толической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В мо-настырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на ла-тинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, рито-рику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Менталитет человека той эпохи, прежде всего, определялся принадлежностью к общности вне зависимости от того, был ли человек аристократом или крестьянином. Корпо-ративные нормы и ценности, традиции и ритуалы поведения (вплоть до предписанного типа одежды), подкрепляемые христианским мироощущением, считались превалирующими над личными желаниями.
Мир человека того времени, казалось бы, соединил несоединимое. Проповедь христи-анского милосердия и беспощадность войн, публичных казней, жажду чуда и страх перед ним, стремление оградиться от мира стенами собственного дома и движение тысяч рыцарей, горожан и крестьян в неизвестные земли во время Крестовых походов. Крестьянин мог ис-кренне бояться Страшного суда за грехи и каяться в них и в то же время неистово предавать-ся самому буйному разгулу во время праздников. Духовные лица с подлинным чувством могли служить Рождественскую мессу и открыто смеяться над хорошо известными им паро-диями на церковный культ и вероучения. Страх человека перед смертью и Божьим судом, чувство неуверенности, порой трагичности бытия соединялась с определенным карнаваль-ным мироощущением, которое находило свое выражение не только в самих городских кар-навалах, где человек обретал ощущение раскованности, где упразднялись иерархические и сословные преграды, но в той смеховой культуре, которая пришла в Средневековье из ан-тичного мира, сохранив, по сути, языческий характер в мире христианства.
Человек порой столь же реально воспринимал мир, окружавший его, как и мир потус-торонний. Рай и ад для него были так же реальны, как собственный дом. Человек искренне верил, что он может воздействовать на мир не только вспахав землю, чтобы получить уро-жай, но, совершив молитву или прибегнув к магии. С этим связана и символичность миро-восприятия средневекового человека. Символы были значимой частью средневековой куль-туры: от креста как символа спасения, рыцарского герба как символа рода и достоинства, до цвета и покроя одежды, который жестко приписывался представителям различных социаль-ных групп. Для средневекового человека многое в окружающем мире было символами боже-ственной воли или неких мистических сил.
Важнейшим достижением европейского средневековья является то, что оно заложи-ло основы современной Европы. Около 1/3 земель, находящихся сейчас в сельскохозяйст-венном обороте, освоено еще средневековыми крестьянами. Значительная часть городов бы-ла основана в средние века. Помимо войн, захватов, грабежей, прослеживался обмен куль-турными и духовными ценностями. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь из крестовых похо-дов, везли с собой не только сокровища, взятые у мусульман, но и знания о достижениях арабской медицины, математики, естествознания. Средневековье стало временем, когда в Европе начали формироваться нации, национальные государства, языки и культуры. Евро-пейское средневековье заложило основы более поздней государственности – парламентаризма, сословного представительства. Первым европейским документом, где го-ворится о правах человека, была Великая хартия вольностей.
Важным рубежом в интеллектуальной жизни были появление схоластики - метода по-знания, основанного на логике. Расширению сферы интеллектуальной жизни во многом спо-собствовало широкое распространение письменности и изобретение книгопечатанья (1450г.).
Помимо монастырей и церковных школ, носителями знания и культуры стали средне-вековые университеты, где, кроме богословия, изучали юриспруденцию, медицину, матема-тику, астрономию, грамматику, риторику и музыку. Старейшими из них были Болонский университет в Италии (конец XI в.), и Сорбонна в Париже (XII в.), к концу XV в. в Европе насчитывалось уже 60 университетов. Складывается трехуровневая система обучения: бака-лавр, магистр, доктор. Впервые звание доктора было присвоено в Болонском университете в XII в.
Помимо многочисленных теологических трактатов и трудов религиозного содержания европейское Средневековье оставило замечательные образцы светского искусства: героиче-ские и лирические эпосы (о Ролланде, о Нибелунгах, о Тристане и Изольде, о короле Артуре и др.), великолепные образцы любовной лирики (поэзия вагантов и трубадуров).
Духовное развитие нашло отражение в архитектуре. Романский стиль, взявший за ос-нову римскую базилику, утверждал простоту и ясность линий, величие и гармонию. Сме-нивший его готический стиль, как бы объединяющий архитектуру, скульптуру и живопись, передавал состояние одухотворенности, устремления ввысь.
Особый вклад в развитие европейского средневекового общества внесли города. В них формировалась особая духовная атмосфера, новый ритм жизни, ценились образован-ность, предприимчивость и активность. С возникновением университетов в города перемес-тился центр интеллектуальной жизни. Городская культуры носила ярко выпаженный свет-ский характер. Городская литература и фольклор отражали здравый смысл горожанина, его личную жизненную активность. Не случайно, значительное место здесь занимали сатириче-ские истории, стихи и басни, где горожане высмеивали не только рыцарей и духовенство, но также невежество крестьян и свои собственные недостатки. В то же время на городской поч-ве развивалась и любовная лирика, и реалистическая прозаическая новелла.

Дополнительно по данной категории

12.02.2015 - Культовые изделия ковки
19.07.2014 - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия в Башкортостане
10.06.2014 - Строительство Азовского флота
07.03.2014 - Древнегреческая система образования
15.02.2014 - Новая Усмань - поселок со старинной историей
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование