Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » Языки

Понятие грамматической категории и грамматического значения

Языки Грамматический строй а.я.связан с грамм.категорией, грамм.значением и грамм.формой.
Грамм.категория — объединение 2 или более грамм.форм, противопоставленных или соотнесенных по грамм.значению. Данное грамм.значение закреплено за данным набором форм (парадигмой). Вне постоянных формальных показателей грамм.категории не существует. Грамм.категория включает не менее 2 противопоставленных форм, но возможно и большее их количество: 3 формы времени, четыре глагольных разряда — основной, длительный, перфектный и перфектно-длительный. Не существует категорий, имеющих только 1 форму: не может быть одного артикля, одного падежа и т. д.

Понятие категории восходит к Аристотелю, который выделил 10 категорий: сущность, время, количество, качество и т.д. Эти принципы легли в основу категоризации, когда за формой стали искать значение. В широком смысле, любая группа яз.элементов, выделенная на основании 1 общего признака, может считаться категорией.
Грамм.значение — обобщенное, абстрагированное значение, объединяющее крупные разряды слов и выраженное через свойственные ему формальные показатели или через отсутствие показателей (наличие нулевой морфемы).
Зависимые/связанные грамм.значения-значение, которое связывается с классом определенных лексических форм, например, исчисляемость/неисчисляемость относятся к абстрактным существительным, или связь грамм.вида и грамм.времени. Лексич.значения сущ gold, silver,gratitude далеки друг от друга, но все они не могут иметь форму мн.числа. Они объединены обобщенным понятием неисчисляемости. Это значение не является для них родовым (для «золото, серебро» - «металл»); обозначаемые ими предметы относятся к не связанным между собой областям. Но понятие неисчисляемости отражается и в грамм.форме – нет мн.числа. Т.о, значения неисчисляемости взаимодействуют с грамм. формами. Они являются звеном, соединяющим лексич.состав и грамм.форму.
Скрытые категории – сем.и синт.признаки слов/словосочетаний, которые не находят явного морф.выражения, но существенны для построения и понимания высказывания. Это категории, которые относятся к сочетаемости слов в предложении. Пример: «Кто девушку обедает, тот ее и танцует»

Различие грамм.категорий по количеству оппозиций:
1) бинарные: одуш/неодуш, числа
2) многочленные: времени

Грамм.категории и внелингв.действительность:
1) содержательные, объективные: в своих свойствах отражают отношение объекта вне зависимости от т.зр.говорящего (причинные отношения)
2) содержательные, субъективно-объективные: в них отражаются свойства и отношение объекта с т.зр.говорящего (модальность, сослагат.наклонение)
3) формальные, асемантичесике: (связующие функции некоторых предлогов)

Грамм.категории и классы слов. Категории различаются:
1) классифицирующие: распределяют слова данной части речи т.о, что слово попадает в определенный субкласс, но при этом не м.изменяться и приобретать форму другой субкатегории (опред/неопред.артикль)
2) словоизменительные: их большинство (род, число, время глагола). Лексико-грамм.категории, которые относятся к 1 классу слов (степени сравнения прилагат)

Основополагающим свойством грамм.категорий – отсутствие самост.номинативной функции.

Дополнительно по данной категории

23.03.2014 - Апостилирование документов, переведенных с иностранного языка
20.04.2013 - Чешский язык в современном мире
15.11.2009 - Категория вида
15.11.2009 - Проблема будущего времени
15.11.2009 - Категория падежа
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование