Читайте также

Главная  Лучшие    Популярные   Список   Добавить
Статьи » Обществознание

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Обществознание 1. Содержание и структура политической культуры.
2. Типы политических культур и функции.
3. Политическое сознание, его уровни и типы.

1. Проблема политической культуры занимает одно из центральных мест в политологии, ибо ею во многом определяется стабильность и динамизм политической системы общества, степень её демократичности и цивилизованности.
Идея политической культуры, её происхождение восходит к глубокой древности, к трудам Платона ("Государство", "Законы") и Аристотеля ("Политика"). В средние века много внимания уделил ей средневековый мыслитель М.Макиавелли. Дальнейшее развитие она получила в трудах мыслителей Нового времени - Т.Гоббса, Дж.Локка, Т.Л.Монтескье и др. Они попытались установить связь между политическими представлениями людей и политическим устройством общества. Сам термин ввёл в научный оборот немецкий философ И.Г.Гердер (1774-1803).
Современные концепции политической культуры относятся к 50-60 гг. ХХ ст. Изучение политической культуры продолжается и сегодня.
Что такое политическая культура? Это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм, способов и методов политического поведения всех субъектов исторического процесса. Это отношения между людьми в процессе их участия в политической жизни общества.
Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. В политической культуре можно выделить мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую культуру; эмоционально-чувственную сторону политических позиций; признанные в данном обществе образцы политического поведения.
В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить её основные уровни:
1) базовый, т.е. теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов;
2) когнитивный (идеологический), т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций;
3) эмоционально-психологический (ценностный), т.е. совокупность политических убеждений и ценностных ориентаций;
4) поведенческо-практический, т.е. определённые формы, способы участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества;
5) нормативный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности.
Следовательно, это способ осуществления политической деятельности, совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти.
Можно выделить различные субкультуры: политическую культуру общества, социальные группы и личности. Следует отметить, что политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой её преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учётом психологических особенностей данной личности.
Политическая культура общества формируется под воздействием ряда факторов. Среди них определяющее воздействие могут оказывать социальные революции, коренным образом изменяющие политическую систему общества; войны; характер внешних отношений страны (традиции завоевательной политики, агрессивность по отношению к другим странам). Длительный нейтралитет может способствовать формированию различных политических культур и отношений. Значительное влияние может оказывать политическая система в целом, её институты (партии, общественные организации), символы (флаг, герб, гимн). При определённых условиях церковь может играть значительную роль в формировании политической культуры общества, граждан, особенно в теократических государствах (ислам в Иране, католическая церковь в формировании политической системы Польши в 80-е гг. ХХ ст.). Огромны возможности воздействия СМИ на политическое сознание личности. Обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в данном обществе, также влияют на политическое поведение граждан.
2. Политическая культура общества неоднородна. Американские политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых типа политической культуры, из них выводят смешанные:
- патриархальная (традиционная) политическая культура. Знания граждан о государстве, их представления о политической системе общества исключительно ограничены. Соответственно, и полное отсутствие у подданных интереса к политике (в современных условиях - это африканские племена, этнически замкнутые группы, где отсутствует политико-правовое регулирование);
- подданническая политическая культура (культура повиновения). Отличается определённым интересом социальных субъектов к функционированию политической системы, её отдельных институтов, к деятельности политических властей. Однако они сами не проявляют политической активности. Роль государства рассматривается как механизм доведения до населения директив, законов, которые надо выполнять и им подчиняться;
- активистская политическая культура (культура участия). Граждане не только убеждены в эффективности данной политической системы, но и стремятся играть в ней активную роль.
В чистом виде эти типы политической культуры существуют в истории довольно редко. Более широко распространены смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданнически-активистская, патриархально-активистская. Идеалом (высшим типом политической культуры) провозглашается так называемая граждаская культура, которая наиболее широко обеспечивает органическое сочетание свободы члена общества и стабильности политической системы. Такая культура, по мнению вышеназванных политологов, распространена в США, Англии.
Встречаются и другие типологии политической культуры. Существует попытка классификации политических культур в зависимости от типа политического режима. Выделяют два типа: либерально-демократическая (буржуазно-демократическая) и авторитарно-тоталитарная. Их основные признаки соответствуют типу политического режима, дополняясь национальными особенностями. Развивая концепцию государства и рынка, некоторые исследователи выделяют следующих два типа политической культуры: этатистскую (бюрократическую), где вся политическая жизнь контролируется государством; рыночную, где свободный рынок регулирует не только экономические отношения, но и формирует тип личности и его поведение.
Политическая культура как важнейший элемент политической системы выполняет ряд функций:
1) Регулирующая, которая проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и нацелена на обеспечение стабильности политической системы в целом.
2) Познавательная (коммуникативная) состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечивая историческую преемстсвенность.
3) Воспитательная функция способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею сложившихся политических норм, ценностей, повышению социальной активности личности.
4) Информационная ставит своей целью обеспечить широкую информированность всех граждан общества о текущих событиях, явлениях и процессах в политике. Объективность информации является показателем высокой политической культуры общества и определяет степень доверия граждан к средствам массовой информации и к органам власти.
Развитие политической культуры зависит от конкретно-исторических условий. Её уровень является важным показателем стабильности политической системы общества. Политическая культура находит выражение в политическом сознании.
3. Политическое сознание является высшим уровнем развития политической культуры. Политическое сознание - это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм, теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. Оно носит конкретно-исторический характер, отражает определённую историческую эпоху, экономику, культуру, свойственные народам обычаи и традиции.
Политические идеи, представления, теории выражают интересы и потребности реально действующих субъектов политики - индивидов, больших и малых социальных групп, правящей политической элиты. Так, в античные времена господствуют одни политические идеи, представления и настроения, в средние века и Новое время - уже другие.
Вместе с тем политические идеи и теории в каждую новую эпоху не создаются заново. Они разрабатываются на основе идейно-теоретического материала предыдущих поколений с учётом новых реалий. Политические идеи, взгляды и теории могут опережать ход общественного развития, вскрывая назревшие потребности общества, а могут и отставать от от хода общественного бытия.
Содержание политического сознания составляют как научные знания, так и обыденные представления о политической действительности. Политические знания и представления включают законы и тенденции политической жизни общества, совокупность абстрактных и конкретных политических образов, реалистических и мифологических знаний о политических отношениях, институтах и действиях субъектов политики. Сюда могут входить оценочные и критические суждения индивидов в политической реальности, их эмоциональные состояния и психологическое восприятие. Таким образом, политическое сознание охватывает все представления людей, связанные с их участием в управлении делами государства и общества в целом.
На основе глубины и достоверности отражения политической реальности различают научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического сознания.
Научно-теоретический уровень политического сознания - это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин и их закономерностей. А результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. Научные политические знания отражают рациональные и логические элементы человеческого познания.
Эмпирический (по-гречески "опыт") уровень политического сознания - это политические знания, оценки и переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Данный уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.
Обыденное, повседневное политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом повседневной политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических явлений и процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности.
Каждой общественно-политической системе соответствует особый, свойственный ей тип политического сознания, который проявляется в национально-специфических формах в зависимости от типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, либерально-демократический типы политического сознания.
В Республике Беларусь в процессе демократизации осуществляются сложные процессы: разрушается старая тоталитарная культура и политическое сознание и формируются элементы новой, хотя процесс этот идёт весьма неравномерно и противоречиво.

Дополнительно по данной категории

20.04.2015 - Получить образование или развивать талант?
15.12.2014 - 5 наиболее прогрессивных книг по психологии саморазвития
10.03.2010 - Политика
21.01.2010 - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕХНОСФЕРЫ
25.12.2009 - Цели наказания
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
Секретный код:
Секретный код
Повторить:

Поиск по сайту

Поиск

Авторизация


Добро пожаловать,
Аноним

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:


Содержание:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Правообладателям
Образование